Очень часто можно услышать жалобы родителей на то, что младший школьник медленно собирается по утрам в школу, не понимает, что времени не много и нужно всё делать быстро, чтобы не опоздать. Родители нервничают и поминутно подгоняют ребёнка, напряжение иногда приводит к срывам до крика.
Чаще всего потом взрослый чувствует себя очень плохо, в душе сознавая, что сильно не прав, мучается чувством вины и одновременно злится на ребёнка за то, что тот такой безответственный и не самостоятельный.
Многим родителям хочется понять, что нужно изменить, чтобы утренние сборы не превращались в ежедневное мучение. Некоторые пытаются «взять себя в руки» и терпеть: подгонять, напоминать, но не срываться на крик. Надолго такой тактики обычно не хватает – любому человеку, даже взрослому, трудно контролировать сборы сразу двоих людей – себя и ребёнка. Всё равно возникает раздражение и желание, чтобы ребёнок хоть что-нибудь делал сам. И желание это законное и правильное – человек растёт и рано или поздно вырастет, поэтому ему действительно необходимо становиться самостоятельным. Но как этого достичь, если разговоры, напоминания, наказания не помогают?
Способ достаточно прост: начните учить ребёнка делать утренние дела самостоятельно, также как когда-то вы учили его есть и одеваться. Есть несколько приёмов, которые помогут начать обучение ребёнка самостоятельности и облегчат утреннее время.
Заведите утренние и вечерние ритуалы. Ритуал это определённая последовательность действий, которая легче запоминается, чем хаотичный их набор, и потом начинает воспроизводиться автоматически, не требуя постоянной концентрации внимания и напряжения памяти. Последовательность действий можно нарисовать в комиксах (отдельных картинках) и повесить на стену как шпаргалку для ребёнка.
Рисуйте и обсуждайте вместе с ребёнком: одно это уже поможет ребёнку взять на себя часть ответственности. Когда сам запланировал, сам решил, то и выполнять заметно легче. Можно оставить место и клеить или рисовать поощрительные значки за успешные действия. Дети очень любят собирать поощрения, даже самые простые.
Постарайтесь оставить на утро только то, что нельзя никак сделать вечером. То есть утром должно быть минимальное количество дел. Утром у большинства людей совершенно нет времени. Поэтому, например, собирать всё необходимое к завтрашним занятиям лучше всего с вечера, утром даже взрослые многое забывают.
Учите ребёнка анализировать завтрашнее расписание (оно должно висеть на стене) и собирать в ранец всё, что будет нужно в школе, включая сменную обувь, физкультурную форму, инвентарь для дополнительных внешкольных занятий. Отдельные сумки и мешочки, по опыту, очень легко забываются дома, в школе и в остальных местах, которые посещает ребёнок.
Приготовьтесь к тому, что процесс обучения ребёнка самостоятельности не будет проходить быстро, и вам всё равно так или иначе придётся участвовать в сборах и утром, и вечером. Иногда, особенно поздней осенью, могут случаться такие дни, когда ребёнку будет очень тяжело вообще что-либо делать, пусть даже то, что он уже давно освоил.
Отнеситесь к этому с пониманием, ведь у всех бывают «плохие дни», когда всё буквально «валится из рук» и делать ничего не хочется. В такие моменты ваша помощь должна быть большей, чем обычно. Ребёнок получит бесценный опыт понимания и поддержки. Это поможет ему справляться с трудностями самостоятельно, а со временем поддерживать вас и собственных детей охотно и без лишнего напряжения сил.
Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru и в профиле @darbaby.ru Также на сайте много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.
Автор статьи: Горбачева Юлия Евгеньевна, психолог