Важным моментом в произвольном внимании является усилие, которое зависит от воли человека. Чтобы воспитать способность к такому усилию необходимо укреплять волю. Немалую роль в деле воспитания внимания играет требовательность окружающих, например мамы. Известно, что у более строгих и требовательных родителей, дети всегда более внимательные и дисциплинированные на занятии. Но не нужно путать понятия строгости и страха! Строгость, вызывающая страх ребёнка, может привести к обратным результатам.
Дети, начиная с 5ти лет, учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от них сосредоточения. Например, требования точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей. Оно непосредственно связано с овладением речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.
Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно, тренирует волевое внимание детей. Если воспитатель длительное время ориентируется только на интерес детей (особенно в подготовительной группе), они оказываются плохо подготовленными к школе, так как не умеют сосредоточиваться на тех занятиях, на тех видах работы, которые необходимы, но не вызывают интереса: написание элементов букв, умение слушать ответы товарищей и т. п. Поэтому, на родителей, дети которые не ходят в детский сад, лежит большая ответственность за подготовку их к школе.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Поэтому мы так много должны уделять речевому развитию наших детей.
Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, рекомендую строить процесс игры или занятия на основе непроизвольного внимания. Вы должны овладеть вниманием ребёнка. Как это сделать? Для этого нужно давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие интересы. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
- принятие постепенно усложняющихся инструкций;
- удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
- развитие навыков самоконтроля.
Например: первая инструкция – нарисуй круг. Усложняем нарисуй круг и произноси слог СА СА СА….И третья инструкция – нарисуй 1 круг и 1 квадрат. И скажи 4 раза слог СА.