Когда стоит объяснять ребенку что такое деньги, как они появляются в семье, как с ними следует обращаться? С вами снова детский психолог Анна, ведущая блога @top_top_bambino об осознанном родительстве и гармонии в семье.
Любой ребенок в возрасте 4-5 лет, начинает формировать запросы, связанные с финансами. Конечно, хотеть игрушку в магазине или конфетку, он начинает гораздо раньше. Но понимание, что покупается все на деньги и интерес откуда эти деньги берутся приходит попозже.
Начиная с 7ми лет (можно и раньше, только понимание не сильно сформируется), родители вполне могут понемногу начать посвящать ребенка в семейный бюджет. Папа с мамой ходят на работу, и приносят зарплату. Это дети знают еще с пеленок😀. А вот как тратится эта зп, уже более интересный вопрос.
✔ Родители могут в присутствии ребенка составлять семейный бюджет 💲. Со временем, стоит конкретно ввести в процесс и маленького экономиста. Включите его в данное действие, заинтересуйте. Объясните сколько стоят продукты, сколько одежда, сколько учеба, сколько развлечения, про отложить “на отпуск” не забудьте. Ведь ребенок не догадывается, что за свет, воду и тепло в доме родители платят, и что возможно выплачивают кредит за машину, на которой уже ездите. Все это стоит расписать. Какой доход и сколько уходит на постоянные нужды. Какая часть останется свободной. Можно предложить ребёнку оставить свои заявки и совместно рассмотреть. Сможет семья это позволить или нет.
✔ В магазине, можно разъяснить такие понятия как дорого и дешево, качественно и не качественно. Например, есть продукт (колбаса) за 100р/кг и есть за 800р/кг. Первая дешёвая, но возможно не вкусная и с плохим составом, вторая дорогая, но вкусная и от хорошего производителя. Каким образом вы делаете свой выбор продукта, на какие требования опираетесь.
✔ Давайте деньги на карманные расходы. Например раз в неделю. Со временем, ребенок сам определится как тратить и на что. Но периодически, спокойно, мягко, без эмоций, спрашивайте: “На что потратил?”, и принесло ли это ему удовлетворение? А может он хотел что-то более дорогое, подскажите, что можно было подкопить.
❌ Не стоит говорить ребенку, что семья “бедная” или “богатая”. Два эти понятия слишком грубы и оставляют сильный отпечаток, могут посадить комплекс, а могут зависть и злобу к миру.
❌ Также не стоит поощрять домашний труд и учебу деньгами. Лучше чем-то не материальным: сходить в кафе, на атракционы, в поход… То от чего останется воспоминание и положительные эмоции. Если за 5ку или вынос мусора давать деньги, то это и отложится как способ добычи, нежели как что-то естественное.
⚠ Начиная лет с 12, стоит отправить на любую подработку. Можете договориться с друзьями, может продукты соседке бы приносил. (А вы ей отдавали бы небольшую денюжку, которую она платила бы вашему ребенку). Даже раскидать флаеры по почтовым ящикам – отлично! Или наклеить объявления. Можно потихоньку приглядывать за его работой. Но с этого возраста важно показать как добываются деньги. К тому же разные подработки дадут опыт общения с людьми, это еще и хороший толчок к профориентации.
С первой зп прекрасно если ребенок купит всем подарки. Если сам не догадается можно мягко объяснить на примере: папа получил заработанные денежки и купил в магазине продукты для всей семьи. На своем пояснительном примере формируйте щедрость у ребенка☺.