Чтение – очень важное умение, которое становится необходимым ребенку примерно в 5-6 лет, когда он начинает испытывать потребность получать информацию из текста. Он может осознанно прочесть слово, фразу, предложение и понять, о чем речь (если это задание) или узнать что-то новое из книги.
Поступая в школу, очень быстро чтение превращается из того, чему учат, в то, что нужно уже хорошо уметь, поэтому запастись этим умением лучше в дошкольном возрасте.
Важно учитывать, что самостоятельное чтение – осознанная деятельность, поэтому начинать обучать малыша лучше тогда, когда он понимает, чему именно учится, и сразу же сможет применить полученные умения на практике.
Объективным возрастом для начала обучения чтению я могу назвать 4-5 лет и выполнять обучение я рекомендую в таком порядке:
- Изучение букв. Перед тем, как вы активно приступите к чтению, ребенку важно знать буквы, не задумываясь, ведь любая заминка будет создавать неуверенность у начинающего читателя, а в данном деле важна вера в себя и бодрый дух!
- Соединение согласных с буковой А: ВА, МА, КА, ЛА, ПА и т.д. Обязательно нужно увлечь ребенка этим процессом, предложив ему не “учиться читать”, а “подружить буквы”! Каждая буква приходит к букве А в гости и здоровается с ней.
- Отработка слогов с А. Ребенок должен научиться видеть слог и называть его не отдельными буквами, а цельно “СА”, “ДА”, “ША” и т.д. Старайтесь привлечь к делу как можно больше вариантов игр с данными слогами, чтобы увлечь ребенка в процесс. Например, слоги на машинках, на цветочках, на яблочках – Вы показываете, ребенок называет. Или в каждую машину нужно “загрузить” яблоко с соответствующим слогом. Читать должно быть интересно. Это обязательное условие!
- Знакомство букв с другими гласными. По очереди – сначала “дружите буквы” с О, отрабатываете их 2-3 раза, потом подключаете У, Я, и т.д.
- Распределение слогов. Ребенок должен научиться видеть, какая гласная стоит после первой буквы в слоге, и называть соответственно слог. Основу чтения составляют гласные буквы, а согласные на них будто нанизываются. Например, когда ребенок видит «КА», то ему лучше сказать «с буквой А» для того, чтобы подтолкнуть дальше, чем называть первую букву. Следите за артикуляцией. Если это слоги с буквой А, то нужно широко открывать рот, если с О – делать его, как яичко, и т.д.
- Чтение слов с буквой А. Начинать читать слова нужно с использованием только одной гласной. Когда ребенок поймет смысл, ему будет несложно распределить это умение на все остальные буквы. Использовать сначала нужно слова с открытыми слогами: МАША, ВАЗА, КАША, ЛАПА и т.д. После прочтения слова помогайте ребенку «закрепить» то, что он прочитал, повторением слова вслух. Если малышу самому сложно ответить, что он прочитал, помогите, назовите слово сами. Важно понимать вам, взрослым, что ребенок на начальном этапе очень концентрируется на буквах, на технике чтения, поэтому соединить это с пониманием прочитанного может быть не просто. После тренировки чтения с открытыми слогами с А, можно переходить к словам с закрытыми слогами: МАК, ЛАК, САД, РАК и т.д. При чтении закрытых слогов обязательно нужно сделать акцент, что буква, которая «стоит одна» (не имеет своей гласной рядом) читается четко отдельно: ШАР (Р должна звучать обособленно). Это нужно для того, чтобы показать ребенку, что слова нужно читать «частями» и не бояться слов любой длины и сложности.
- Чтение слов с другими гласными, кроме А: ЛОТО, ФОТО, МОЛОКО, ЗОЛОТО, СОН, РОТ, ДОМ, ГОЛОС, ЖУК, ЛУК, СУП, ЛЕС, ДЕД, КЕД, РИС, ЛИС, КИТ и т.д.
- Чтение слов со сменой гласной: СОВА, НОТА, РУКА, ЛЕТО, СОНЯ и т.д. Каждому этапу нужно уделять примерно 4-5 занятий. Двигаться дальше нужно, когда видите хотя бы понимание в глазах, а практику ребенок приобретет в процессе.
- Совпадение согласных, чтение сложных слов: СЛОН, КРАН, БРАТ, КЛЕЙ, ГРУША, ЧАШКА, ЛОЖКА, КАШТАН и т.д. Когда ребенок поймет идею чтения, прочитать слово любой сложности не будет составлять труда для него. Важно напоминать, что все буквы, которые «стоят отдельно», мы читаем коротко, не протягивая их. То есть читаем слово частями, а не «по слогам», так как в слове «СЛОН», например, всего один слог, а прочитать ребенку его сразу непросто, поэтому мы читаем: СЛОН (жирным шрифтом выделены буквы, которые нужно читать «отдельно»). Не переживайте, что ребенок будет так «чеканить» слова, а не прочитывать слитно. Слитность придет с опытом, а сначала важно, чтобы ребенок не боялся слов, а смело брался за любое слово!
- Чтение фразы. Когда ребенок уже может уверенно прочитать любое слово, нужно учить эти слова объединять в словосочетания. Это переходной этап к чтению текста. Почему он важен – ребенок привык читать слово и повторять за собой: «ТРАМВАЙ» читает и тут же повторяет «Трамвай», фиксируя прочитанное. В словосочетании же нужно учиться повторять не каждое слово, а всю фразу после прочтения. Делать это с двумя словами проще, чем с целым предложением в тексте, поэтому этап фразового чтения лучше не пропускать.
- Текст. Чтение текста обязательно должно быть привлечено тогда, когда ребенок может качественно читать любое слово. Не перескакивайте словесное чтение в надежде, что это «просто слова» ему читать не интересно, а вот книгу он обязательно захочет! Желание появляется тогда, когда читать получается! Это проверено многими детками.
Заботьтесь о разнообразии материала для чтения, о его актуальности и посильности для малыша, обретите систему в ваших занятиях и тогда процесс будет продуктивным и позитивным. А я всегда рада трудиться, чтобы обучение ваших сокровищ доставляло удовольствие как им, так и вам!
Читайте также: Значение игры в жизни дошкольника
Автор статьи: Елена Калита, дошкольный педагог @studysmile, Study-smile.com