Привет! С Вами Анна @logopedeti, детский логопед. Я рассказываю, как любое занятие направить на развитие речи вашего ребенка. Сегодня мы рассмотрим период развития речи от 1 года до 2 лет.
Ни для кого не секрет, что развитие. происходит только в игре. Но как понять, какая игра соответствует возрасту ребенка? Для этого нужно разобраться в возрастных особенностях ребёнка, чтобы уже подобрать игру, а не говорить голословно.
Период от 1 до 2 лет – это время, когда ребёнок овладевает артикуляционным аппаратом и голосовыми средствами. Учится понимать значение слов и выражений. В период около года появляются первые детские осмысленные слова, которые отличается от лепетных. Норма к 1 году – 10–11 осмысленных слов. (Не подражательных механизмов-баба, мама, папа). К 2 годам речь приобретает иной смысл – она уже выступает как средство общения. (2-3 годы жизни). Это время бурного развития словарного запаса, период формирования первичной детских обобщений. Артикуляционный аппарат ещё не созрел. Так как же можно развивать речь в этот период?
Артикуляционная гимнастика
Это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука.
Пример: Сказка “Гномик”. ВНИМАНИЕ! Делаем перед зеркалом!
Жил-был веселый гном в красной шапочке(растянуть губки в улыбке, слегка обнажая зубки. Вернуть губки в исходное положение)
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» -пели часы (раздвинуть губки в улыбку, двигать кончиком язычка вправо-влево)
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх –вниз, вверх – вниз, поднимал он руки (двигать кончиком язычка вверх-вниз)
Поел вкусного варенья и побежал гулять(язычком облизать губки с верхней и к нижней, затем втянуть язычок в рот)
Перелез через забор(зубки сомкнуты. Губки в улыбке, чтоб были видны зубки)
Скатился с горки, и вдруг увидел красивую бабочку (губки в улыбке. Широкий кончик язычка упирается в нижние зубки. Спинка язычка выгибается, затем выравнивается)
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не думала улетать (поморщить носик)
Гном попытался сдуть ее с носа. Так с бабочкой он играл целый день (язычок лопатой, подуть на кончик язычка)
Наступил вечер. Гном скатился с горки (губки в улыбке. Широкий кончик язычка упирается в нижние зубки. Спинка язычка выгибается, затем выравнивается)
Перелез через забор (зубки сомкнуты. Губки в улыбке, чтоб были видны зубки)
И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поет свою песенку (произнести звук с-с-с)
Умылся, почистил зубы (кончиком язычка погладить нижние зубки)
Задул на ночь свечу(зубки сомкнуты. Губки округлены и вытянуты вперед, как при звуке У)
И лег спать(положить широкий кончик язычка на нижнюю губку и удерживать его в таком положении)
Логопедические песенки Железновой.
Каждая мама должна знать, что у человека есть не только физический слух, но и фонематический. Что бы предотвратить фонетико-фонематическое недоразвитие речи, мы слушаем логопедические песенки-распевки из слогов и повторяем их или пропиваем. Следите, что бы были и обычные слоги, и обратные.
Пример:
Са-са-са Это хитрая лиса.
Су-су-су И живёт она в лесу.
Сы-сы-сы Много дела у лисы.
Со-со-со Она крутит колесо.
Четвертый лишний – развитие словарного запаса.
В эту игру мы можем играть после прохождения лексической темы, например “Животные и птицы”.
Эта игра выступает как закрепительный материал в виде отработке на практике.
Пример: На картинке изображены четыре животных: кошка, собака, лошадь, попугай.
Рассматривая картинки, мы сопровождаем каждую звуком, просим ребенка показать как мяукает кошка? Гавкает собака? И тд. После рассмотрения всех картинок, спрашиваем у ребенка – что лишнее? После выбора еще раз проговариваем, почему именно эта картинка лишняя.
Воздушная струя. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика является главной основой для выработки правильной и сильной воздушной струи. Именно воздушная струя влияет на появление таких звуков, как свистящие и шипящие.
Самым хорошим способом является “ветродувы”. (Их вы можете купить в отделе все для сада, или украшения для горшков.)
Почему не подходит свечка? Свечка не вырабатывает целенаправленной длительной воздушной струи, которая нужна для появления свистящих и шипящих звуков.
Пример: Ветер. Вырезаем из бумаги листочки, раскраиваем их на столе. Говорим ребенку: ” Представь, что ты волшебник. И именно ты создаешь ветер. Сейчас нам надо сильно подуть, чтобы мельница закрутилась так быстро, что все листочки улетят!”
ВНИМАНИЕ! Дышим носиком, выдыхаем ртом. Щеки не надуваем, не торопимся. Следим за дыханием ребенка, чтобы он не начал кашлять. Следим за напряжением всего тела, его быть не должно. Если ребенок напрягается – погладьте его руку, ногу, чтобы снять напряжение и объясните еще раз ему, что мы расслаблены, “ветер” у нас только во рту.
Делая эти упражнения, Вы оберегаете своего ребенка от проблем речевого развития, а если такие проблемы уже есть, то вы корректируете их и убираете навсегда.