Поговорим о раннем развитии? Вокруг этой темы много споров и обсуждений. Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается настоящий бум раннего развития, в каждом детском магазине или интернет-ресурсе можно найти сотни пособий и различных методик обучения малышей, в каждом микрорайоне города несколько “школ развития”. Однако вопреки всеобщей моде на чтение-развивающие карточки-английский-математику с пеленок, у меня сложилась иная позиция по этому вопросу: не “за” и не “против”, а где-то между. В своей семье, со своим ребенком я практикую обучение через познание окружающего мира, где минимум теории – максимум практики. Мы – за гармоничное и осознанное развитие. Не претендую на истину и экспертное мнение, просто делюсь опытом.
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что возможности мозга человека, а особенно ребенка, не имеют границ. Малыш может научиться чему угодно, быстро, с первого раза или с минимума повторов. И количество вопринимаемой им информации огромно. Но давайте попробуем ответить на вопрос: зачем это нужно в первую очередь малышу? И какая именно информация нужна ребенку в самом младшем возрасте?
Этап первый. С пеленок.
В чём я уверена на 100%, так это в том, что с пеленок и, как минимум, до начала самостоятельного передвижения в пространстве, крошке необходима Мама. Мама – это Вселенная ребенка. В адаптационный период после беременности и родов малыш только учится существовать вне материнского тела. Ему нужны не карточки-книжки-игрушки, а мамины руки, мамино тепло, мамин запах, мамин голос, стук маминого сердца и, заранее прошу прощения у других мам, грудное вскармливание по требованию в неограниченном количестве. Всё то, что было у него до появления на свет – полный физический и питательный контакт, симбиоз с материнским организмом (на самом деле, я в контексте этой теории исключительно “за” совместный сон и сведение к минимуму заменителей маминых рук – шезлонгов, коконов, колясок, хотя и сама активно пользовалась этими благами цивилизации, что неизбежно при активном образе жизни и в сложившихся обстоятельствах, но это тема для отдельной статьи). Да, ничто не мешает читать новорожденному ребенку вслух книги и развлекать его разными игрушками, но это второстепенно. В этом потребности малыш не испытывает. Обучение же цветам-цифрам-буквам-формам и тому подобное, на мой взгляд, в этот период просто бессмысленно.
Зато крошке можно петь песни, танцевать с ним на руках, много целовать, поглаживать, щекотать и обнимать, делать массажики для обоюдного удовольствия, а не в качестве рутинной процедуры, если, конечно, этого не требуется по медицинским показаниям. Развивать этими действиями тактильное и аудиовосприятие, а постепенно и визуальное, конечно. Для всего этого не нужны специальные предметы, когда есть мама (активно используем мимику, эмоции, показываем “глазки”, “носик” и т.д). Но показывать карточки, увешивать кроватку младенца плакатами или читать ему вслух Пушкина и Ницше? Это точно не для меня. Зачем? Что это даст ребенку? Разумеется, если сама мама, к примеру, увлекается чтением классиков вслух, днём играет исключительно “правильная” симфоническая музыка, а стены дома увешаны шедеврами мирового искусства в подлинниках, тогда да, малыш должен с детства привыкать к обычной для родителей среде. Аналогично, если интересы родителей лежат в другой сфере, то почему бы не продемонстировать малышу звук папиной электрогитары (тихонечко), цвет маминого сноуборда или даже здороваться с ним на португальском и иврите. Я, например, в первые полгода просто много пела своему ребенку потому, что мне самой очень нравилось. И старые знакомые песенки из советских мультфильмов, и Железновых, и свои любимые колыбельные, и даже песни о любви на всех языках, которые знаю. И всегда много говорила с сыном, как со взрослым, объясняла суть каждого момента и разговаривала обо всём. Или молчала. И маме, и малышу нужен покой и тишина.
Этап второй. Ориентировочно с полугода.
Ребенок пытается ползти по-пластунски или уже ползает на четвереньках, уверенно или не очень сидит, возможно, даже кушает прикорм (в любой последовательности, вне зависимости от кем-то придуманных норм). Сейчас малыш начинает активно интересоваться окружающим миром. Что мама может сделать ради его развития? Самое главное – сохранять в максимальном объеме ласки, объятия, тактильный контакт, общение спокойным и ласковым голосом! Грудное вскармливание – конечно, если маме и малышу с этим счастьем повезло. Первоочередная задача мамы – это, по-прежнему, комфорт, сытость, ласка, уверенность. Затем общение. Человек, даже будучи маленьким ребенком, является существом социальным и нуждается в общении. Кто видел реакцию ребенка из дома малютки на простую улыбку, обьятие, рукопожатие, доброе слово и предложение игры, тот поймёт. Разговаривайте с детьми обо всём, что видите, слышите, чувствуете и просто говорите ему, что любите. Только когда эти главные потребности малыша удовлетворены по полной программе, можно добавлять “занятия”.
Про себя скажу, что в этом возрасте сына, да и до сих пор, никогда не следовала какому-то графику занятий, а всегда действовала спонтанно и по вдохновению. То есть не было цепочки “умывание-завтрак-15 минут игр-рисование в понедельник/лепка во вторник-15 минут чтения-тихий час”. Было мягкое и ненавязчивое обучение в процессе всех бытовых действий и игр. Например, называла все предметы, мимо которых шли, которыми пользовались, или которые сам малыш брал в ручки, проговаривала их цвет, количество, размер, географическое расположение (“Вот, наденем этот красный носочек на левую ножку, раз! А теперь на правую, два!” или “Какая большая зеленая ложка на столе, смотри”, и все в таком духе). Чаще без уменьшительно-ласкательных суффиксов, кстати, если речь шла не о частях тела и одежды ребенка, не специально, просто привыкла общаться как со взрослым. Конечно, практиковала разные потешки-смешинки-игры типа “ку-ку”, которые придумывались в течение дня. Веселые подвижные песенки-игры, например, очень рекомендую Железновых (“Краб”,” Паучок”, “Где же наши ручки” и так далее). Некоторые песенки и игры придумывались просто сами собой. Например, такая песенка: “Мой сыночек дорогой/Ангелочек золотой/Мой красивый мальчик/Мой любимый зайчик/ Мой родной котеночек/ Маленький ребеночек/ Мой сынуля сладкий/ Жора Шоколадкин” и много других ритмичных рифм, песенок и мелодий. Начинала предлагать сыну толстые картонные книжки “для самых маленьких” (в этом возрасте интереснее их вкус, нежели содержание), карточки и простые логические игрушки (пирамида, сортер, спираль и другие). Но не для обучения по ним от корки до корки, от колечка до макушки, а для знакомства с принципом. Я лишь предлагала игру, рассказывала и показывала сама, что нужно делать с предметом и что нарисовано-написано в книжке. Как только у ребенка пропадал интерес к инструктажу – оставляла его “наедине” с предметом: хочет грызть книжку или катать колечки от пирамидки – пусть делает то, что нравится. Или вообще убирала лишнее с глаз. Карточки тоже иногда показывала, да. Но не по методике Домана, и не с целью выучить всех животных крайнего севера, прерий и океана к году, а просто сама озвучивала их, давала их в руки ребенку, сопровождала потешками-стишками. Иногда.
Этап третий. Условно после года.
Малыш уверенно или не очень умеет ходить, произносит свои первые слова или слоги. Что делает мама? Всё то же самое! Дает ребенку ласку, тактильный контакт, разговоры (и продолжает грудное вскармливание, если для кого-то это важно и интересно, в соответсвии с официальными рекомендациями ВОЗ и АКЕВ и по обоюдному согласию и велению сердца – до 2-3 лет). В этом возрасте у малыша уже появились любимые книги (по иронии, у нас это был “Первый учебник малыша”), он с удовольствием называет или изображает животных, транспорт и предметы. Сын в этом возрасте с удовольствием листал книги, а я комментировала, что к чему. Обычно книгу брал сам с полки, либо я предлагала, когда видела, что ребенок сам закончил своё предыдущее занятие (игра, сон, еда), но если интереса не было – убирала. Но намного интереснее “изучать” тот же транспорт на улице. В этом смысле нам повезло – все виды общественного транспорта, кроме метро, наблюдаем, да еще и живем в активно застраиваемом районе, поэтому трамвай, троллейбус, подъемный кран, экскаватор и прочие большие машины знаем не понаслышке.
После года малыш сам выполняет простые алгоритмы, например, правильный сбор пирамидки, запуск инерционного автомобиля и даже включение джаза на сложной стереосистеме. Самостоятельно ест и пьет. В речи много слов и звукоподражаний, мимики и эмоций. По-прежнему проговаривала все действия и объясняла, как взрослому, просто более короткими фразами, что, как и почему происходит. Иногда предлагала новые занятия – краски, фломастеры, пластилин, но конкретно в нашем случае интереса к творчеству не было лет до полутора. Зато появился активный интерес к Lego Duplo – наш хит, с года в качестве игры с разноцветными кубиками, и приблизительно с 1,3 – по назначению. Интерес остается и по сей день! Сын с удовольствием играл машинами, мотоциклами, самолетами, поездами. Появились любимые игрушки и даже “машинопупс” (когда по нескольку дней не расставался с одной и той же машинкой, с ней гулял, кушал, мылся, спал). Ребенок в этом возрасте уже во многом – самостоятельная личность, и мой сын мог подолгу заниматься чем-то один (разумеется, под присмотром). Я лишь могла вмешиваться в игру, добавляя-убирая предметы, или по приглашению ребенка принимала участие в игре. Да, даже карточки пригодились нам ненадолго. Вместе оклеили ими стену, поизучали с недельку (сам спрашивал, показывая на карточку, что же на ней), а потом сын их самостоятельно ликвидировал со стены.
Этап четвертый, после полутора лет, to be continued
Ребенок изъясняется простыми фразами, может частично использовать звукоподражание или придуманные слова (каждая мама знает лексикон своего малыша), изображает многочисленные предметы и понятия, давно и уверенно использует самостоятельно ряд бытовых предметов (ложка, вилка, кружка, трубочка для питья, расческа, зубная щетка и так далее), играет машинами, как взрослый, строит, рисует, пытается “писать”. В этом возрасте наблюдается явно выраженое чувство юмора и очевидный интерес к окружающему миру. Это период “я сам!”. Пожалуй, конкретно для меня – это самое сложное время за весь период после родов . Ребенок – уже полноценная личность со своим характером, настроением, биоритмами и планами, которые нужно учитывать и которые не всегда идут в ногу с моими. Мы учимся взаимодействовать и жить вместе. Когда вижу, что ребенку скучно, грустно или он капризничает, а также когда скучно-грустно-капризно мне, беру ребенка в охапку и начинаю целовать, обнимать и щекотать. Сразу становится весело и хорошо нам обоим! Это же универсальный рецепт, как справляться с плохим настроением.
Читаю вслух, когда сын просит, или когда устала сама. Объясняю понятия окружающего мира, играем вместе в достаточно сложные игры, вместе же рисуем, смотрим и обсуждаем мультфильмы, играем в логические игры на айпаде (да, я за технический прогресс в разумных обьемах). У ребенка сейчас ярко выражена логика и способности к анализу и синтезу. Я лишь мягко направляю его и объясняю, что к чему. Мы сравниваем размер, форму и цвет предметов. Сын знает букву А, цифру 1, слова ПАПА, МАМА, БАБА, ДЕДА на письме, показывает “один” и “не один”, пытается показать “два”. Обсуждаем события в прошедшем и будущем времени, тренируем память. Важно, что в наших “занятиях”, как всегда, без схемы и расписания, лидер – ребенок! А я лишь модерирую его деятельность. Сейчас он сам находит себе занятие, либо выбирает из предложенного мной. Спонтанно или по вдохновению, но чем мы только не занимаемся. Например, спрашиваю, что нарисовать. Какого цвета? Сколько штук? Выбирает сам, что надеть на прогулку. На даче не ругаю за оборванные листики земляники, а объясняю процесс созревания ягод в течение 2 месяцев, мы каждые выходные проверяем, что сейчас на кустике – листочки, белые цветочки с желтой серединкой, маленькие зеленые ягодки-завязь, краснеющие ягодки или уже спелые красные? Потом мы вместе собираем спелые красные ягодки и едим. Вообще, загородная жизнь очень стимулирует развитие психомоторики и самостоятельности. На прогулке изучаем вообще всё, что видим. Единственное, у меня есть пунктик – я не могу ходить в зоопарк. В квартире мы строим вместе из всего, что под руку попадает, “город” с трассами, тоннелями, железной дорогой и башнями. Отличная развивашка для мелкой моторики и большой сообразительности – совместный сбор мебели и техники с применением реальных инструментов – отвертки, шуруповерта, молотка и так далее. Разумеется, под контролем взрослого. Из дурачеств: играем в “куда тебя поцеловать?” – малыш сам показывает и хохочет, когда его задание выполнено. Играем в съедобное-несъедобное, причем, эту игру сам придумал ребенок! Показал на лампочку: “Ням-ням нет?” (Крутит головой), потом: “А кису?”. “Нееет”, – улыбается, крутит головой. “А папу? Нееет. А кашку? Дааа”, – кивает головой. И так каждый день у нас рождается что-то новое! Мне этого более чем достаточно. Мне не нужно, чтобы ребенок читал в 2,5 года и в 5 болтал по-английски, как я сама. Нет. Мне нужен просто счастливый ребенок, который умеет принимать решения. Хотя, если он сам захочет читать, умножать в уме и спик инглиш рано, мешать ему, конечно, не стану.
Если подвести итог, то я против закладки тонны разной структурированной информации в мозг малыша, а за развитие аппарата работы с любой информацией, поощрение самостоятельного обучения. На мой взгляд, задача родителей – не научить ребенка всему по максимуму, а дать возможность научиться самому.
А про школы развития добавлю следующее. До и во время беременности я была, конечно, “за” и считала, что дома маме с ребенком плохо от скуки и дефицита общения. До появления ребенка я в принципе во многих аспектах мыслила совершенно иначе. Жила сознательной, но не осознанной жизнью и не чувствовала своего женского начала, сосредоточившись на двух работах, постоянном обучении и заработке. После родов явно почувствовала, что надо отложить школы развития минимум до года и просто наслаждаться материнством и нежным возрастом своего ребенка. Наша жизнь с ребенком после года по-прежнему насыщена делами, работой, событиями и людьми, но и просто поваляться подольше с утра в постели иногда прекрасно. Сейчас же, находясь в самом начале своей осознанной жизни, я даже не “против” института школ развития, а просто отношусь к нему иначе. У нас действительно не было даже не только лишнего времени, но и потребности в посещении “развивашек” до текущего возраста (сыну 1 год и 9 месяцев). Сейчас я созрела, чтобы сходить на пробное занятие, но не ради новых знаний и обучения, а в рамках некой социализации, ведь рано или поздно на пути будет сад или школа (социализация и детский сад – тоже тема для отдельной статьи и дискуссий). Просто хочу посмотреть на ребенка в новых для него условиях, на его общение со сверстниками, с которыми ранее не был знаком, хотя знакомых друзей-сверстников у нас достаточно много. Мне интересно стало посмотреть на методы работы педагога с детьми, на среду Монтессори и не только. Возможно, почерпнуть новые занятия для дома. Что касается грудного вскармливания… Искренне прошу прощения у мам, которые не познали этого счастья в силу тех или иных причин, но простые мои наблюдения показывают, что в большинстве случаев в “обучение гениальности с пеленок” ударяются те мамы, которые недодали малышам самого простого и главного в младенчестве, возможно, восполняя тем самым некое подсознательное чувство, стремясь “додать” в другом, преуспеть, простимулировать к скорейшему взрослению. Потратить свое время с пользой для малыша. Еще раз, приношу заранее свои извинения, у меня нет цели обидеть кого бы то ни было. Все мамы разные и ГВ, конечно, не главное, хоть и обьективно облегчает быт и взаимодействие с малышом. Главное – любовь и уважение к маленькой личности. Близость с ребенком, объятия и поцелуи, ношение на руках, совместный сон, если позволите, – всё это может свернуть горы! Я лишь анализирую происходящее вокруг. Просто сама стремлюсь к гармонии и мягкому и естественному развитию своего ребенка. Не навязываю свою точку зрения другим. Все мамы разные и, я верю, хотят самого лучшего для своих детишек. Я за гармонию. Я за любовь. Спасибо за понимание.
Автор статьи: Ирина, @mrsgeorgiadis
Спасибо автору за статью,все очень естественно,честно и жизненно.Сама стараюсь воспитывать сына в таком контексте.Убедилась ещё больше в своих взглядах на воспитание.Спасибо большое����