Home > Статьи > Грудное вскармливание > Прикорм – педиатрический и педагогический. Что это и с чем его едят?

Прикорм – педиатрический и педагогический. Что это и с чем его едят?

Одна из самых волнующих
тем для молодых мам, после темы грудного вскармливания – это прикорм. Когда
начинать прикорм? С чего его начинать? Как начинать? И так далее.



Тема действительно важная, поэтому мы посвятим ей несколько статей.
Сегодня коснемся теории – поговорим о том, как
ие виды прикорма
бывают и чем они отличаются друг от друга.

Начнем с самого популярного и известного
сейчас – педиатрического
. Он направлен на то, чтобы постепенно заменяя
кормление грудью (или смесью), перевести ребенка на питание «взрослой пищей».
Появился педиатрический прикорм в 20 веке и изначально предназначался для
детей, которых вскармливали смесью. Как известно, даже самая дорогая и
современная смесь не может обеспечить полноценного питания для растущего  ребенка, искусственные витамины и
микроэлементы усваиваются намного хуже, поэтому врачам было важно, как можно
раньше из возможных сроков начать давать ребенку витамины и микроэлементы из
натуральных продуктов. Именно поэтому каждая схема педиатрического прикорма
четко указывает какие продукты и в каких дозировках вводить ребенку.
Еще одна особенность этого вида прикорма – достаточно быстрое увеличение порций
прикорма и такое же быстрое сокращение кормлений грудью или смесью. Как
правило, педиатрический прикорм подразумевает, что к году ребенок уже полностью
переводится на питание «взрослой пищей», правда, зачастую это или специальные
детские кашки и супы или баночное питание. И через какое-то время родителям
нужно еще раз изменять стиль кормления ребенка – переводя его теперь с
баночного питания на питание со своего стола.
Существует множество схем педиатрического прикорма, они постоянно меняются и,
как правило, у каждого педиатра имеется «своя» схема прикорма, которая никак не
учитывает индивидуальных особенностей и потребностей каждого конкретного
ребенка. В чудесной книге испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не
хочет есть» есть потрясающий по своей наглядности пример изменения схем педиатрического
прикорма в Испании в течение нескольких десятилетий прошлого столетия.
Так же у врачей нет единого мнения о времени начала педиатрического прикорма –
кто-то считает нужным начать прикорм в 3 месяца, кто-то в 5, а кто-то в 6.
Напомню, что ВОЗ рекомендует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО грудное вскармливание в первые 6
месяцев жизни малыша.

Какие
минусы у педиатрического прикорма?

– Главный и наиважнейший – это как раз то, что педиатрический прикорм
совершенно не учитывает готовность и интересы самого ребенка. К чему это может
привести мы подробнее рассмотрим позже.

– Педиатрический
прикорм подразумевает отдельные продукты, отдельную посуду, время на приготовление
и кормление ребенка. Одна из моих знакомых молодых мам реально каждый день не
просто готовила ребенку 3 отдельных блюда, но еще и взвешивала мясо, перед тем
как положить его в суп, чтобы быть уверенной, что его ровно столько, сколько
сказал доктор. На мой взгляд – это просто потрясающий героизм, который только
совершенно не оправдал себя, потому что ее 
ребенок не желал есть ни это мясо, ни все остальное, а мама дико
выматывалась от необходимости каждый день проводить практически не выходя из
кухни.

– Ребенку
труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его
кормят отдельно. При этом культура поведения за столом – неотъемлемая и важная
часть нашей жизни.

– Ребенок
труднее научается глотать и жевать.

– Часто у
детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами.
Это приводит к таким распространенным сейчас проблемам как пищевое насилие и
жалобы мам «мой ребенок ничего не хочет есть!».
Что можно
отнести к плюсам? Ну разве что тот факт, что когда мама кормит ребенка с
ложечки, то ей проще поддерживать чистоту вокруг.
Другой вид прикорма – «педприкорм»
(приставка «пед» расшифровывается как педагогический) или еще его называют «естественный прикорм».
Педагогический он потому, что задача у него НЕ накормить ребенка, НЕ заменить
взрослой едой  грудные кормления (или
смесь), а познакомить малыша с многообразием пищевых вкусов, привить интерес и
культуру еды и дать возможность научиться есть самостоятельно. Если коротко, то
задача у естественного прикорма одна –
сформировать у ребенка правильное пищевое поведение.
Один из основополагающих принципов естественного прикорма – это то, что
ребенок всегда сам знает, когда и сколько ему есть. Не чужие дядя,
разработавшие какую-то схему и решившие, что в 6 месяцев и 1 день все дети в
мире должны съедать по 1 чайной ложке творога или яблочного пюре, а в 6 месяцев
и 10 дней – 2 чайные ложки брокколи. И даже не мама. Только сам ребенок. Причем
знает он это с самого рождения – ведь именно с первых минут жизни малыша мы
кормим его ПО ТРЕБОВАНИЮ! Т.е. тогда, когда просит ребенок и пока он сам не
отпустит грудь – т.е.с самого рождения ребенок отлично понимает и когда ему
надо есть и сколько ему надо съесть до момента насыщения.
К сожалению, у деток-искусственников могут возникать с этим проблемы, так как кормление
смесью автоматически предполагает точные дозировки и интервалы кормления. Но в
таком случае, естественный прикорм важен еще больше – это даст ребенку
возможность успеть научиться понимать свои потребности в части питания и
насыщения.
Второй
принцип, плавно вытекающий из предыдущего – родители  никогда не пытаются накормить малыша, ничего
не подсовывают ему, не уговаривают «съесть еще одну ложечку за маму» и т.п. Задача
родителей, следующих естественному прикорму – создать для ребенка условия, в
которых он сам сможет себя накормить и поддерживать пищевой интерес малыша.
Третий
принцип – ребенок прикармливается теми же продуктами, с которыми он уже
“познакомился” через мамино молоко и на которых он рос в утробе. Т.е.
при естественном прикорме ребенку не покупают специального питания, не готовят
отдельные блюда – ему дают возможность есть из тарелки мамы ту же пищу, что ест
сама мама. Конечно, существуют определенные продукты, которые не рекомендуется
давать малышам – это в первую очередь продукты с консервантами, различными Е, а
также молочные продукты, мёд, грибы, орехи. Но подавляющее большинство
продуктов абсолютно безопасны для ребенка, тем более, что и получает он их в
очень маленьких дозировках.
Следующий
принцип – ребенок сразу же учится есть самостоятельно. Сам берет кусочки
и отправляет их в рот. Сам доносит ложку и ее содержимое до рта. Сам держит
чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за
поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках
поесть или по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в
пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. 
Пятый принцип – ребенок сразу пробует пищу разной консистенции: и
размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы
после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий
период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые
кусочки.
Последний принцип в нашем перечне, но, тем не менее, один из важнейших по
смыслу – поддержание у ребенка пищевого
интереса
. Именно отсутствие интереса к пище – одна из самых
распространенных причин, почему детки начинают отказываться от еды и
соглашаются открывать рот только под мультик.
Полный цикл введения педприкорма
растягивается примерно на год.
Весь этот период мама продолжает кормить малыша грудью, и грудное молоко
остается основным в его рационе. Если ребенок находится на искусственном
вскармливании, то продолжает получать смесь. Малыш нарабатывает информационную
базу о продуктах, способе их потребления, культуре поведения за столом и т.п.
Какие минусы
есть у естественного прикорма?
Для кого-то минусом может стать тот
факт, что естественный прикорм, подразумевающий питание ребенка из тарелки мамы
автоматически подразумевает, что в тарелке должна быть здоровая еда. Для
кого-то – тот факт, что придется бороться с соблазном самой взять ложку и
побыстрее накормить ребенка. Или тот факт, что, безусловно, учащийся есть малыш
может пачкаться сам и пачкать что-то вокруг.
Какие плюсы?
Их бесконечное множество. Я скажу
только, что основной плюс – это тот факт, что родители, следующие принципам
естественного прикорма  никогда не
жалуются на то, что их ребенок не хочет есть, и экономят массу времени и сил,
которые другие тратят на попытки накормить своих упирающихся деток.
 А для самих малышей – это формирование
правильного здорового пищевого поведения, которое в дальнейшем даст о себе
знать далеко не только в теме пищеварения.

Итак, мы с вами узнали о том, какие
бывают виды прикорма. В следующей статье мы поговорим о том, как же понять, что
ребенок готов к введению прикорма.
Автор статьи – специалист по
грудному вскармливанию и естественному прикорму Татьяна Арбузова, @shakti_osher
Яндекс.Метрика