Представьте ситуацию. В магазине мама сосредоточенно перебирает вещи на вешалке, девочка лет пяти-шести крутится рядом и вдруг произносит протяжно: “Мааам”… “ЧТО?” слышит она в ответ раздраженно и нервно. От такого гаркающего ответа подпрыгнет даже взрослый, так это бывает неожиданно и агрессивно.
“Я тебя люблю”, – отвечает девочка. История эта совершенно реальна, рассказала нам ее психолог Мия Шерер/ @psiholog_mia_sherer.
Если бы дети могли осознавать свою основную потребность и вербализировать её, девочка произнесла бы “Я хочу чувствовать себя любимой”.
Он приносит тебе вырезанную машинку, пол залит клеем, засыпан обрезками. Внутри поднимается раздражение и злость: опять этот бардак, эти обрезки, липкие руки. Но он протягивает её тебе, потому что чувствовать себя любимым необходимо, и нет ничего в этот момент для него: ни клея, ни обрезков – только ты и вопрос, внутреннее желание: “любишь меня?”, “я для тебя любимый?”
Разбивает вазу, приходит с двойкой, прыгает на кровати, на которой прыгать нельзя и боится, любишь ли? Любишь? Вопрос громко звучит внутри, и он его чувствует, но не осознает. И ждёт, ловит подтверждение, от которого внутри всё разожмется, распустится напряжение, и снова потечет жизнь. Любит. Всё хорошо, можно дальше. А от “не любит” сжимается внутри пружина, раз за разом она становится тугой, упругой и отскакивающей в самые острые моменты. Когда истерика, когда “уходи, ты плохая” и “я тебя не люблю” – это просто отжатие пружины, вынужденное, механическое, предшествующее освобождению и снова вопросу “Я любимый для тебя?”
Чувствовать себя любимым – основная, базовая потребность ребенка, выполняя которую, психика выстраивает здоровые связи во взаимоотношениях с самим собой и с миром. Я люблю себя – я люблю мир. И наоборот.
Когда к вам приходит ребёнок, по любому поводу, помните – он хочет чувствовать себя любимым, а потом всё остальное. Ему это необходимо. Крайне важно. Важнее всего другого.
Фото: @fatufamily