Привет! С Вами Анна @logopedeti, детский логопед. Я рассказываю, как любое занятие направить на развитие речи вашего ребенка.
Задержка речевого развития и Общее недоразвитие речи, что это? В чем отличие? Не волнуйтесь, сейчас все разберем:)
Задержку речевого развития, а то есть ЗРР ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи. ОНР бывает разных уровней:
- Общее недоразвитые речи. Первый уровень.
- Общее недоразвитие речи. Второй уровень.
- Общее недоразвитие речи. Третий уровень.
- Общее недоразвитие речи. Четвертый уровень.
То есть ошибочно говорить, что у ребенка 4,5 лет ЗРР, у него будет уже ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.
- Речь детей с ОНР. Первый уровень подразумевает практически полное отсутствие речи (такие дети получили название «безречевые дети»)
- ОНР. Второй уровень речевого недоразвития отмечается прибавлением к жестам и лепетным словам неверных, но имеющих постоянный характер общеупотребительных слов.
- ОНР. Третий уровень речевого недоразвития появляется развёрнутая речь, где ребёнок уже использует целые фразы, но наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. ( очень любят неврологи ставить его)В присутствии знакомых взрослых дети могут общаться с окружающими, поясняющими речь детей. Происходящее общение нельзя назвать свободным. Даже те звуки, которые правильно произносятся детьми изолированно, в спонтанной речи могут не приобретать чёткую форму. Дети на третьем уровне ОНР могут заменять несколько звуков одной фонетической группы одним звуком («сярф» – шарф). Дети правильно применяют несложные грамматические формы, строят сложносочинённые и сложноподчинённые речевые конструкции! называют те предметы, признаки, свойства и качества которые им знакомы. Они способны составить короткий рассказ о себе, своей семье, событиях в жизни. Но, несмотря на явные улучшения, речевое недоразвитие у этих детей всё ещё выражено в лексике, грамматике, фонетике, стараешься обойти все трудные слова. Если говорить о словарный запасе – он быстро увеличивается в объёме, но дети совсем не знают значений некоторых слов, неправильно понимают и употребляют часть слов. Звуковое оформление не доходит до нормы. Занятия для детей с ОНР должны быть как логопедические, так и общеобразовательные.
- Так же Филичева выделила ОНР Четвертый уровень. Четвертый уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.