Home > Статьи > Психология > Детские страхи
«Ой, боюсь» – мы часто слышим или просто
видим по поведению детей от 2 лет и старше. Бояться они могут чего угодно –
летающих насекомых, ползающих червяков, собак, кошек, машин, высоты, тишины,
темноты – список бесконечный.

Что же происходит с нашими детьми? Кто их
напугал, и главное – как с этим бороться?
Открою вам тайну – в 80% случаев, никакой
серьезной, травмирующей или опасной ситуации за страхами не стоит. Дети боятся
своих фантазий.
Первая категория – боятся того, с чем
столкнулись впервые. Например, летит шмель. Он жужжит, издает много непривычных
ребенку звуков. Чего от него ждать? Ребенок же не знает. Начинается рев – эта
реакция фиксируется психикой и перекладывается на любую встречу, с любым
летающим насекомым.
Категория вторая – «напугали». Ведь она
тоже есть, и отрицать ее нельзя, а наоборот надо учитывать и применять
превентивные меры. Одна из самых частых форм тут – это добрые бабушки (да чего
греха таить, иногда и сами мамы) дабы внести ребенку некий запрет говорят – «не
ходи туда, там темно и живет Бабайка». Кто это – Бабайка, о чем он. Ребенок не
знает, и опять появляется встреча с непознанным. В сознании малыша закрепляется
такая цепочка – темно, Бабайка, ужасный монстр, я погибну, темно – это смерть.
Думаете это смешно?? Это страшно,
действительно страшно! Ко мне приходят взрослые люди с фобиями смерти. Мы
тратим время на НЛП сеансы и что? Находим корень зла в тех самых бабайках,
которыми их пугали в детстве.
Родители, бабушки, дедушки и другие
родственники – помните, подсознание ребенка очень мягкий и травматичный
«материал», порою одно неосторожное слово, может ему нанести вред на всю жизнь.
Категория третья – страхи, порожденные
обильным информационным потоком. К ним, прежде всего, относятся ночные страхи.
Ребенок тихо играет, когда вы смотрите страшное кино, ребенок смотрит мультики
с непонятными персонажами. Вы читаете книжку, например, про Незнайку. Мы не
проводим глубокий анализ происходящего. А порой, даже просмотренные рядом с
папой новости, наполненные человеческим страхами и болью, порождают у детей до
5 лет ночные кошмары.
Категория четвертая – страхи родителей,
переложенные на детей. Например, мама боится воды. Ее эмоциональное состояние
(пусть даже без слов) передается ребенку. Сразу скажу, в этой категории, способ
«лечения» один – убирать фобии родителей.
Категория пятая – страх потерять маму. Он
развит у детей, которые, например, оказались одни без мамы в незнакомой
обстановке (например, в больнице) даже в очень раннем возрасте до 6 месяцев.
Часто такой страх есть у детей, которые были травматично отучены от груди (с
помощью отсутствия мамы) и при ряде других стрессовых ситуация (например, мама
уходит, а ребенка тянут в другую сторону, как бы отбирая у него самого близкого
человека)
Это основные группы страхов. Самые часто
встречающиеся.
Что же со всем этим делать?
1. Не порождать самими взрослыми страхи
детей. Новый объект не значит опасность, реагируйте спокойно, если жизни ничего
не угрожает.
2. Не злоупотребляйте словом «опасно»,
которое многим родителям (совершенно непонятно почему) кажется лучше, чем слово
«нельзя»
3. Проводите воспитательные беседы с
родней. Искореняйте Бабаек, наказанием запиранием в темном помещении и крики
«не ходи, там темно и страшно»
4. Говорите с детьми с рождения! Много,
часто и обо всем, на обычном человеческом языке.
5. При встрече с опасностью или
непонятностью, например, в мультиках, проговаривайте это. Например, гусеницы в
Лунтике, это не пример вселенского зла, это просто плохо воспитанные червяки, и
в жизни таких не бывает, это сказка, выдумка. Покажите гусеницу в банке, хотя
бы. Она сидит, не разговаривает, не кричит и не дерется. Старайтесь так
разбирать любую встречу с опасностью.
6. Сочиняйте сказки про страхи ребенка.
Если у самих не получается, пользуйтесь готовы книжками из серий «Сказки про»
7. Рисуйте страхи. Рисуйте, обсуждайте и
потом торжественно уничтожайте! Показывая ребенку любую конечность страха. То
же самое можно делать из пластилина.
8. Для детей после 3-4 лет: играйте в
игры, несущие в себе профилактическую основу.
* «Пятнашки». Смысл игры заключается в
следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки.
Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим.
Атмосфера во время игры должна быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно
сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку.
Эта игра помогает ребёнку избавиться от
страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению
утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.
* Всем известная и с детства любимая игра
«прятки»
также является отличным средством для преодоления ребёнком страха
темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения
наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обговорите те
места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь
ночник или работающий телевизор.
Однако помните о том, что, если ребёнок
проявляет признаки страха или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не
принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.
9. Не порождайте у детей страх по
отношению к вам. Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышать голос или
тем более применять физическое наказание, особенно без повода.
10. Делайте все возможное, чтобы не
оставлять ребенка с чужими людьми. Ведь и ваша мама, родная вам. А ребенку,
который видит ее раз в месяц, она чужая. Поверьте, вы еще успеете отдохнуть и
без него.
11. Лечите свои фобии – не калечьте детей
вашими страхами. Ведь если вы больны инфекцией, вы же защищаете ребенка? А чем
лучше страх?

Любите своих детей и они ответят вам тем
же.
Автор статьи – кандидат психологических наук Лариса Суркова, @larangsovet.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.