Home > Консультации > “Альтернативная дисциплина”: меняйте обстоятельства, а не ребенка

“Альтернативная дисциплина”: меняйте обстоятельства, а не ребенка

Дарья Домбровская @deti_v_prioritete, мама сына и дочки, психолог, консультант по детско-родительским отношениям, специалист по теории привязанности прошла путь от растерянной, вымотанной мамы трудного в поведении ребенка до эксперта по детскому непослушанию. Сегодня она расскажет нам, что не всегда при воспитании нужно воздействовать именно на ребенка.

Важный принцип так называемой “альтернативной дисциплины”: меняйте обстоятельства, а не ребенка. (Весь цикл про дисциплину без эмоционального насилия хранится под тегом #ДДдисциплина).

️Менять обстоятельства проще и реалистичнее. Если “я уже сто раз сказала”, а воз и ныне там, не пора ли задуматься? Возможно, ребеночек просто не готов выполнить ваше требование. Конечно, хочется, чтобы – вжух – и малыш становится взрослым, начинает вести себя по-взрослому: сказали – сделал. Но воспитание – процесс длительный, придется запастись терпением. Пройдут годы, прежде чем ребенок научится контролировать себя по-настоящему.

А пока что рявкая “веди себя прилично!”, “прекрати ныть!”, “держи себя в руках!” мы не помогаем ему ни стать старше, ни прокачать навыки самоконтроля. Да, возможно, результат будет достигнут (ребенок забьется в угол или закроет рот), но в итоге такая ситуация выйдет нам боком.

Итак, вместо того, чтобы пытаться изменить поведение сына или дочки, лучше отвлечь малыша, предложить ему новое занятие или сменить обстановку.
Когда мой полуторалетний сын Антошка не хотел уходить с детской площадки, я совала ему в руку листочек и поскорее пристегивала его в коляске. Когда я сейчас вижу, что Антон начинает маяться и задирать сестру, я прошу его помочь мне, выполнив какую-то просьбу. Если сейчас важно уложить младшего ребенка спать, а старший постоянно врывается в комнату или шумит за стенкой, то можно (о,ужас!) включить ему мультик. Или каким-то другим способом поменять обстановку так, чтобы она “пригвоздила” старшего к месту.

Сегодняшняя рекомендация для родителей, чьи дети младше 4-5 лет. Она касается ситуаций, в которых вам хочется, чтобы ребенок контролировал свое поведение. Как правило, перестал что-то делать: ныть, плакать, жаловаться, драться.
И не волнуйтесь, вам не придется перестраивать под него реальность всю жизнь.

Как изменить обстоятельства, если их изменить невозможно? Скажем, вы ушли далеко от дома, ребенок устал и капризничает, а вам еще идти и идти? Коляски нет, на ручки тоже не взять… У кого пакеты с покупками, у кого младший в слинге.

Моя Злата частенько начинает поднывать “понеси меня”. Если тащить уставшую пятилетку на закорках не вариант, то я:

  • останавливаюсь, крепко обнимаю дочку и прижимаю к себе. Озвучиваю: “Антоша, сестренка устала, мы немного постоим” или
  • беру Злату подмышки и слегка тяну вверх, как будто она висит. Приговариваю “Я тебя держу, пусть ножки расслабятся и отдохнут” или
  • приседаю и сажаю дочку на одно колено.

Это всегда срабатывает: ни разу мы не останавливались дольше, чем на полминуты. Пообнимается – и умчалась, обгоняя Антона. А ведь только что еле ноги волочила.

Вы можете придумать и свои варианты. Смысл в том, чтобы не гнать дальше к заветной цели, а отозваться на запрос ребенка. Тогда путь к этой цели будет пройден быстрее и безболезненнее для всех участников пробега. В этом примере обстоятельства даже не особо меняются, скорее, ставятся на паузу. Самое главное – ощущение ребенка в этих обстоятельствах. Если он чувствует ваш искренний посыл “Я тебя понимаю и помогу чем смогу”, то и продолжать ныть особого резона нет, ведь потребность в привязанности удовлетворена.

Много действенных советов как справляться с капризами, нытьем, непослушанием, да еще с веселыми примерами из жизни, можно найти на страничке @deti_v_prioritete. А вы все еще только мечтаете о послушном ребенке?

Яндекс.Метрика