Home > Путешествия > Путешествие на край Земли

Путешествие на край Земли

Не зря говорят, что спонтанные поездки обычно получаются самыми запоминающимися. Мы не планировали своё путешествие в заполярье заранее. Просто однажды посмотрев документальный фильм про атомные ледоколы, появилось необъяснимое желание увидеть их своими глазами, ведь Россия – это единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот.

Выяснили, что швартуются эти махины в незамерзающем порту Мурманска, а дальше – дело техники: забронировали билеты и гостиницу. Я быстро прикинула, что еще можно посмотреть в округе, и решила, что будет оптимальным решением найти местного проводника с машиной – через сайт tripster.ru списались с опытным экскурсоводом и буквально на следующий день вылетели в столицу Арктики.

Путешествуем мы только со своим малышом, которому на тот момент был 1 год и 2 месяца, и в принципе у нас никаких сомнений не было и по поводу этой поездки. Но мы встретили сопротивление со стороны бабушек: они не хотели отпускать ребенка в суровый арктический край. Но нужно признать, что с погодой в начале марта нам повезло, температура опускалась не ниже -10 в среднем.

Итак, у нас было всего 3 дня (это были мартовские праздники) и провели мы их очень насыщенно.

В первый день сразу после прилёта у нас была запланирована обзорная экскурсия по Мурманску. Надо признать, что столица Арктики не балует яркими красками, это один из крупнейших незамерзающих торговых портов. Из-за перегрузки угля и ветра весь город покрывается чёрно-серой пылью, а снег становится просто серым. Но самому большому городу за полярным кругом, несомненно есть чем гордиться. В Мурманске много различных достопримечательностей, но мы сфокусировались на следующих:

1. Атомный ледокол «Ленин» – первый в мире атомный ледокол и, наверное, самая главная достопримечательность города. Он был спущен на воду в 1957 г., и проработав 30 лет в 1989 г. был поставлен на вечную стоянку. Сейчас здесь открыт музей, в ходе экскурсии по которому можно пройтись по всему судну, посмотреть как были устроены каюты экипажа, салон капитана и капитанский мостик, заглянуть в штурманскую радиорубку, изучить работу машинного отделения и многое другое. Музей очень интересный!
  2. Мурманский океанариум – самый северный океанариум в Европе, в котором живут и выступают арктические тюлени. А ещё – это целый научно-исследовательский центр. Забегая вперед, скажу – что нам посчастливилось увидеть диких тюленей, проплывающих вдоль берега Териберки.
  3.  Алёша – мемориал «Защитникам Советского Заполярья». Фигура солдата возвышается над Кольским заливом на 173 метра, а сама статуя является одной из самых высоких в России, уступая лишь волгоградской «Родина-мать».
  4.  Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время – сильное с эмоциональной точки зрения место, ведь центральный памятник – это сохранившаяся рубка печально известной атомной подводной лодки Курск.
  5. Мост через Кольский залив – самый длинный мост за Полярным кругом.

Вообще, можно заметить, что в Мурманске много достопримечательностей с приставкой «самый» относительно Полярного круга. Даже местный Макдоналдс –самый северный в мире!

Еще одна мечта, которая двигала нами, отправляясь в заполярье – северные олени и, конечно же, северное сияние. За этими впечатлениями мы отправились к саамам – малочисленному финно-угорскому народу, проживающему в Мурманской области. До саамов нужно было проехать 100 км от Мурманска. Саамская деревня – очень колоритное место, раздолье для детей и активного отдыха: нас угощали олениной и национальной ухой из сёмги, катали на настоящих санях с оленьей упряжкой, научили играть в саамский футбол, рассказали про свои традиции, обряды и уклад жизни. А главное мы пообщались с настоящими северными оленями – я даже не ожидала, что северный олень – очень ласковый и ручной зверь.

С северным сиянием было сложнее – в марте увидеть его большая редкость. Мы долго катались по округе в надежде увидеть хоть что-то и уже изрядно устав, в небе еле заметно мы увидели зеленеющую полоску, остановились, выключили фары – да, это оно! Не такое яркое, не такое сильное, но всё же небольшой кусочек этого чуда природы мы успели запечатлеть в памяти.

Наш завершающий день мы очень ждали, потому что это была встреча со стихией – мы отправились к берегу Северного Ледовитого океана. Добирались на перекладных, сначала на машине почти 3 часа мы ехали по бездорожью и тундре до Териберки. Для кого-то название этого рыбацкого посёлка знакомо по фильмам «Левиафан» и «Дуэлянт», их снимали именно тут. Далее от Териберки нужно было идти до берега Баренцева моря, но с ребенком в рюкзаке пробираться через глубокий снег было крайне неудобно и путь мог занять много времени, поэтому мы по пути созвонились с местным жителем, который организовал нам снегоход. Ехать с малышом, возможно, было не совсем безопасно, но мы преодолели путь туда и обратно без негативных последствий благодаря нашим проводникам. Когда позже пересматривали видео с go pro местами было страшновато от виражей, в которые мы заходили на скорости.

Эмоции от встречи с северной природой сложно передать словами: ветер, сильный холодный ветер в лицо и запах моря… волны… и вода, до которой хочется дотронуться… А совсем рядом с берегом, метрах в двухстах плещутся те самые арктические тюлени, а где там за горизонтом Умка… Всё-таки какая в России прекрасная природа! Мы побывали на пляже с огромными круглыми валунами, которые местные жители прозвали яйцами динозавров. Пробираться через суровую арктическую гальку к воде было не просто: часть камней покрыта льдом, другая – водорослями, от чего они становятся очень скользкими, но ноги в океан мы всё-таки окунули.

Дальше на снегоходе мы поехали к замёрзшему в красных скалах водопаду. Находясь именно тут на вершине водопада, ты понимаешь, почему это место называю краем земли. Есть только ты и океан впереди тебя, а дальше Северный полюс.

Для меня заполярье стало своеобразной отправной точкой, после которой неудержимо тянет именно на север, хотя я 100 % южанин и родилась на Востоке. А в планах теперь – Северный и Южный полюсы, Патагония и зимняя Камчатка, но пусть сначала наш Ваня-путешественник немного подрастёт, чтобы в его памяти остались эти незабываемые впечатления.