Home > Статьи > Развитие > Плюсы и минусы раннего развития

Плюсы и минусы раннего развития

Вместе с психологом Дарьей Логиновой обсуждаем все плюсы и минусы раннего развития. А вы уж сами выбирайте.

Что такое раннее развитие? Когда мама учит читать двухлетнего малыша? Когда бабушка заставляет писать буквы кроху, который и карандаш-то в руках не удерживает? Для кого-то – так и есть, а на самом деле, все иначе.

Родители как будто разделились на два лагеря: одни требуют оставить детей в покое и вернуть им детство с его беззаботными играми и сном по полдня… другие – со знанием дела обсуждают методики для занятий со своими малышами, покупают специальные звенящие кубики и буквари, стоит только ребенку начать ходить.

Нам не хотелось быть категоричными и называть раннее развитие однозначным «нарушением детства» или, напротив, необходимым учением. А мы попробуем вместе с психологом Дарьей Логиновой проговорить все плюсы и минусы раннего развития. А вы уж сами выбирайте.

Плюсы

+ Общение с ребенком

Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь ВМЕСТЕ. Мама или папа проводят с ребенком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеетесь… Вот это взаимодействие с родителями – самое важное дело для правильного психического развития малыша.

+ Новая информация

Ребенок, занимаясь, узнает много нового и интересного. Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймет, как выглядит лиса, ведь вы читаете ему сказки… Но с помощью развивающих книжек, например, с карточками и фотографиями животных, такими, как «Мир вокруг меня. Животные», ребенок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.

+ Благодаря развивающим занятиям мозг малыша постоянно работает. Вы как будто приучаете его учиться. А поскольку в раннем детстве мозгу легко и просто запоминать, учить и понимать, ребенок тренируется без напряжения. Зато потом, в школе, голова будет с легкостью все понимать, ведь мозг уже привык работать и делает это, как хороший механизм!

+ Раннее развитие – это не обучение счету. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это как бы подготовка «базы» к дальнейшему обучению. Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами, научиться писать совсем не сложно, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки. Так что, чем лучше вы подготовите к началу обучения, тем легче будет учиться.

+ Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом – бац – и ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать. Так вот регулярные, хоть и недолгие и несложные занятия «научат заниматься», научат малыша усаживать себя за стол, даже если не очень-то и хочется. Ребенку будет легче мотивировать себя как в школе, так и в институте.

+ Это похвалы, которые необходимы всем. Мама, занимаясь с ребенком, чувствует себя молодцом, потому что она хорошая мать! Ребенок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это очень важно для самооценки малыша.

+ Занятия с малышами помогут вам разглядеть, что интересует ребенка, выявить склонность к тем или иным вещам. С бОльшим удовольствием рисует, обожает задания на счет, лучше получается рассказывать, чем писать… вы многое узнаете о своем гении и, возможно, выберете для него подходящую секцию в будущем.

Минусы

– Иногда родители увлекаются. Раннее развитие становится для них ЦЕЛЬЮ. Обидно, что ребенок тут уже не причем. Это цель самого родителя – доказать и показать, как он может, каким крутым родителем он может быть, ведь у нее такой развитый малыш. Давайте все-таки помнить, для кого мы это делаем. И помнить, что это общение, а не гонка.

– Занятия с ребенком – дело хлопотное. И мама, которая и так-то всю себя отдает малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие, занятия – все это должно быть в радость и, конечно, по мере сил.

– Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребенке. Они смотрят в книжки, они изучают методики, но не замечают, ЧТО нужно и интересно ребенку. Еще много лет назад известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребенком – это ЕГО ИНТЕРЕС. Что интересует ребенка? О чем он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого «танцевать», а совсем не от «надо» и ни в коем случае не «через не хочу».

Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребенок НЕ ГОТОВ к занятиям. Любой навык развивается в соответствии с биологическим возрастом. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка. Важно в своих занятиях ориентироваться не на свое желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребенка прежде всего. Если малыш не готов, а вы ждете от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование. Для маленького ребенка это кошмарный сон и вдребезги разбитая уверенность в собственных силах.

– Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту – все это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением и появится мысль, что учиться – это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше – вечное «не хочу-у-у-у в школу!»

По мотивам весенней коллекции книг Растем вместе”, издательство Clever

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.