Здравствуйте, милые мамы! Совместно с Движением @russkaya_derevnya мы создаём пространство для комфортного воспитания ваших детей с помощью сказок! Вы слышали что-нибудь о сказкотерапии? А может даже читали книги Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, автора метода Комплексная Сказкотерапия? Или сами прибегали к совету сказкотерапевтов, работающих в детской и семейной психологии?
А знаете ли вы, что в колыбельных, сказках, былинах хранится вековая мудрость, бережно накопленная для нас нашими предками? Теперь у каждого из нас появилась возможность стать законным наследником этого богатства, а помогут нам в этом специалисты Международного института сказкотерапии!
У меня часто спрашивают, на чём основываются психотерапевтические возможности сказки?
Ну, во-первых, сказка никогда не бывает директивной. Её уроки скрываются под увлекательным сюжетом, глубокими метафорами и тонким символизмом. Поэтому человек охотно открывается навстречу сказке – он уверен: его не оценивают, не осуждают и не поучают.
Во-вторых, язык сказки адресован во многом к нашему подсознанию, к невостребованным порой ресурсам. Удачная метафора служит пусковым механизмом для рождения у слушателя нового взгляда на привычную ситуацию, нахождению нового смысла в происходящем и новых неожиданных выходов из жизненного тупика.
В-третьих, если говорить о детях, то сказочное пространство удивительно гармонично для их сознания. Ведь они до определённого момента не могут воспользоваться научными объяснениями того, что видят вокруг. И сказка приходит на помощь – по-своему объясняет непонятное, заполняет пробелы в модели мироздания, создаёт у малыша ощущение стабильности и познаваемости мира.
С другой стороны, сказочные истории, мифы, легенды, притчи являются настоящими сокровищами народной мудрости. В них затрагивается самое значимое (архетипичное) для любого человека, в какое бы время он не жил: как строить отношения с людьми, как найти свою дорогу, для чего нам даны испытания, как преодолеть собственные слабости, как пережить поражение, как найти друзей и сохранить любовь и многое-многое другое, без чего невозможно человеческое счастье. Сказка создаёт ощущение причастности твоей жизненной истории к истории всего человечества, избавляет от ощущения безысходности, снимает эмоциональное напряжение. Она словно говорит: «Ты не первый, кто переживал это! Выход всегда есть!»
Сказки, легенды, притчи, мифы хранят информацию о состояниях, переживаниях, чувствах, о самых главных ценностях многих и многих поколений. Благодаря увлекательному сюжету, всё это легко берётся и запоминается, становится основой для принятия собственных жизненных решений.
Но, к сожалению, в силу определённых обстоятельств, мы «выпали» из образного, метафорического мировосприятия, которое было свойственно нашим предкам. Поэтому современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку. С ним необходимо вместе искать и находить заключенные в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. И, если мы научимся это делать, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать активным созидателем и творцом. Недаром Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева рассматривает сказкотерапию, как воспитательную систему, органичную человеческому восприятию и проверенную многими поколениями.
Возьмём для примера известную всем сказку «Три медведя». Мы её знаем в обработке Л.Н. Толстого, и для уточнения стоит заметить, что это перевод из английского фольклора. Сюжет всем знаком с детства, поэтому на внешней стороне сказки останавливаться не будем. Заметим только, что подобный сюжет (ребёнок, потерявшийся в чужом месте) очень актуален для дошкольников – они опасаются, а часто и откровенно боятся подобных ситуаций.
Какие же скрытые уроки несёт в себе знакомая сказка?
Урок первый. Существует «край», граница, за которую до определённого момента заходить нельзя. За «краем» лежит незнакомый, опасный мир, для встречи с которым нужны определённые знания и навыки.
В русском фольклоре понятие «край» возникает ещё в колыбельных песнях и закрепляется в подсознании малыша в качестве жизнеоберегающего предупреждения. Постепенно, с возрастом, границы дозволенного раздвигаются, так как это уже становится безопасным для ребёнка. Край люльки, порог родного дома, конец улицы (в моём детстве – двор), край деревни и т.д. – так постепенно и очень осторожно малыш познаёт окружающую действительность.
Лес в сказках – это всегда другой, отличный от человеческого, мир, таящий в себе определённые опасности. Но он же помощник и кормилец.
Урок второй. Избежать контакта с «другим миром» нельзя, да и ненужно. Поэтому, если ты переступил границу миров, ты должен соблюдать определённые правила поведения, которые защитят тебя от опасности.
Вернёмся к нашей девочке из сказки. Похоже, что она плохо усвоила подобные уроки: пошла одна в лес, далеко зашла, была невнимательна и слишком надеялась на свои силы. Неправда ли, это самые распространённые из причин, по которым мы оказываемся в «тёмном лесу», теряем верную дорогу?
Но наша девочка и второй раз пересекает «край». Она заходит без спроса в чужой дом. Кстати, наши предки, живущие в деревнях, никогда не закрывали двери на замок. Но было не принято заходить в дом, не подав определённого сигнала хозяевам (постучать в боковое окошко, погреметь щеколдой). Заходить в дом, где отсутствуют хозяева, считалось неприличным. Наша героиня, видя открытую дверь, просто заходит в дом медведей.
Маленькое отступление. Обычно в русских сказках медведь олицетворяет собой неразумное и грубое начало. Однако в этой сказке не просто медведь – перед нами Семья, ладная и дружная. И это подчёркивается тем, что и у папы-медведя, и у мамы, и у медвежонка свои человеческие имена. И в доме-то у них всё складно и разумно: у каждого – своё место, свои вещи, расположенные в определённом порядке. И «люди» они, видать по всему, хорошие – другим доверяют, двери не закрывают на запор.
И вот в этот стройный мир вторгается наша девочка. Ну, точно по пословице про «свой устав» и «чужой монастырь». Я не буду перечислять всё, что успела сотворить гостья – вы это хорошо помните. И больше всех, кстати, в этой ситуации пострадал Мишутка. Знаете, почему? Да потому что малыш до определённого возраста тесно связывает существование «своих» вещей и «своего» места со своим собственным существованиям. Отнимая у него вещи и место (например, кроватку, нарушитель порядка покушается на «место» малыша в этом мире).
Словом, урок третий: нельзя нарушать установленный не тобою порядок и чужие границы, а также претендовать место других людей – у тебя есть своё собственное.
Из предыдущего урока вытекает урок четвёртый: свои «границы» (страны, дома, личного пространства) каждый имеет право защищать. Оставляя их без защиты, мы рискуем потерять самих себя, остаться без крова и даже без родины.
Кстати, не удивительно, что первоисточник этой сказки родился в Англии, где вопросы сохранения чужой приватности всегда стояли остро и однозначно.
К сожалению, у меня нет возможности более подробно остановиться на деталях сказки, но я думаю, что для многих мам уже стало понятным, о чём можно беседовать с малышом после её прочтения.
Для сторонников раннего развития добавлю, что сказка таит в себе замечательные образовательные ресурсы. С её помощью можно закреплять понятия: «большой, поменьше (средний), маленький; формировать представление о простейшей систематизации (папе – всё большое; маме –поменьше; Мишутке – всё маленькое); работать над выразительностью речи (Мишутка маленький, малюсенький, крошечный) и т.д.
В заключении статьи открою ещё один воспитательный секретJ Удивительные возможности открываются для мам, которые используют сказочный язык в повседневном общении со своим чадом. Он помогает ненавязчиво и мягко донести до ребёнка воспитательную мысль, избежать ненужного морализирования и холодности в отношениях, вносит новые краски в ваше общение. Овладеть сказочным языком, научиться создавать свои сказки, которые помогут решить не только детские проблемы, но и внесут лад и гармонию в отношения взрослых, может каждый – было бы желание! А мы всегда готовы оказать вам необходимую помощь)
Если у вас возникли вопросы или пожелания, пишите. На те вопросы, которые будут наиболее часто встречаться, я постараюсь ответить тематической статьёй. По возможности, в ней будет уделено внимание и частным проблемам. Однако в сложных ситуациях для более глубокой и эффективной помощи вам лучше будет обратиться за индивидуальной консультацией.
Автор статьи: Ольга Соколова