Здравствуйте! Меня зовут Елена Калита @studysmile, я дошкольный педагог, с любовью и трепетом уже 10 лет помогаю малышам гармонично развиваться и получать первые знания с интересом и улыбкой на лице. Быть полезной как можно большему количеству малышей мне помогает мой интернет-проект Study-smile.com в котором представлены комплексные программы развития для дошкольников и младших школьников. С сегодняшнего дня буду с радостью делиться своими знаниями с Вами!
Еще до рождения ребенка родители представляют, как обустроят комнату малыша или, как минимум, составляют список необходимых игрушек. Это очень правильное стремление, так как создание грамотной, развивающей среды – задача осознанных родителей. Я постараюсь помочь в этом, обозначив основные моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы руководствоваться не только собственными желаниями (во что было бы мне интересно поиграть?), а актуальными потребностями и возможностями ребенка конкретного возраста.
Все игры и пособия ребенка условно можно разделить по виду воздействия на определенный физиологический или психический процесс. Например, интерактивные игрушки (компьютеры, куклы, которые поют, играют, разговаривают и т.д.), сенсорные игры, игры на развитие мелкой моторики, головоломки, игры для развития крупной моторики (мячи, скакалки и т.д.). Так вот из каждой подобной категории одновременно в окружении ребенка должно находиться не больше двух – трех экземпляров. Чтобы малыш мог максимально прочувствовать игру, разобрать все её свойства и характеристики, вдоволь насладиться процессом и изучить наполнение. Через время рационально заменить доступный набор игрушек другими представителями, а эти спрятать на время. Это будет эффективнее, чем одновременно дать в доступное пользование ребенку четыре похожих по смыслу игры. Исключением данного пункта являются индивидуальные пристрастия ребенка, когда малыш нежно любит динозавров или машины, когда он знает наименование всех своих моделей, то нарушать этот процесс, конечно, не нужно.
- Не смотря на количество места, занимаемого игрушками, в играх и пособиях должен быть порядок, то есть пазлы лежать с пазлами, посудка с посудкой, книги с книгами. Помимо очевидного удобства и опрятности, это помогает ребенку структурировать процесс и учит самостоятельно организовывать пространство.
- Игрушки не должны сильно опережать актуальные физиологические и интеллектуальные возможности ребенка. Естественно, родители не всегда знают, что именно будет самым необходимым и полезным малышу в конкретном возрасте, но речь здесь больше о том, чтобы не покупать полугодовалому ребенку сортер и мозаику со сложными деталями. Так как когда придет действительно актуальное время для использования данных пособий, у ребенка уже будет ощущение, что он ими “поиграл”, познавательная активность касательно данных предметов будет удовлетворена, но без извлечения пользы для развития.
- Должны быть игрушки для самостоятельной игры (пазлы, кубики, мячи, пирамидки), то есть которые находятся в непосредственной доступности у ребенка и те, что подчиняются конкретным правилам, поэтому должны быть сложены в надежное место для сохранения их целостности (настольные игры, которые ребенок чаще всего играет с родителями или под руководством/присмотром родителей).
- Ребенок любого возраста должен быть в курсе наличия игрушек в собственном игровом пространстве и принимать участие в соблюдении порядка. И даже если ваше сокровище “только все разбрасывает”, Вы все равно продолжаете уведомлять его о том, где какие игрушки “живут” и наводить порядок (раскладывать игрушки по местам) не во время сна малыша, а во время бодрствования. Когда ребенок кладет что-то “не туда”, Вы говорите: “Собачка сходила в гости к пазлам, а теперь идет домой, к животным” и т.д. Мягко и методично, не повышая тон и не переходя на упреки.
Создавая своеобразные “зоны” в игровой деятельности ребенка, вы помогаете ему структурировать знания об окружающем мире и самостоятельно справляться с организацией своего времени.