Home > Статьи > Грудное вскармливание > Естественный прикорм – заключительная статья.

Естественный прикорм – заключительная статья.

В предыдущих статьях мы рассмотрели,
что такое естественный прикорм в теории, и как организовать его на практике. Сегодня
я хочу поговорить о правильном пищевом поведении человека и такой
животрепещущей для многих мам темы «мой ребенок не хочет есть». 
Итак, что такое правильное пищевое
поведение и как оно формируется.

Как для взрослого человека выглядит идеал в питании? Ем рационально – не
больше и не меньше, чем необходимо организму. Не ем невкусное или то, чего
сейчас совсем не хочется. Не ем, если не голоден. Ем аккуратно. Соблюдаю
правила приличия, характерные для данной культуры. И многие другие нюансы, о
которых мы часто даже не задумываемся. С самого начала мы обучаем малыша есть,  как взрослый. Относиться к еде так же, как и
взрослые. Есть то же, что он будет есть, когда повзрослеет. Особо хочется здесь
подчеркнуть важность соблюдения общих норм и правил всеми членами семьи.
Невозможно будет требовать от ребенка, чтобы он предпочитал есть кашу, если
остальные члены семьи едят жареную картошку. Точно так же трудно будет приучить
малыша есть за столом, если каждый вечер он будет видеть, как папа сидит с
тарелкой на диване перед телевизором. Ребенок всегда будет копировать именно
то, что он видит – это заложено в нем природой.
Пищевое
поведение формируется не за один день и даже не за один год – точно так, как
постепенно формируется личность малыша. Основную роль в процессе его
формирования играет семейная культура питания.  Но семья – не изолированный элемент общества,
поэтому национальные особенности, принципы питания тех слоёв, к которым
принадлежит семья, питание в общественных местах оказывают интенсивное
формирующее воздействие на ребёнка. Когда мы приезжаем в отпуск в какую-то
новую страну, то всегда хотим попробовать блюда местной кухни. И это не просто
так – еда объединяет людей. Человек, который не знаком с местными кулинарными
предпочтениями, не знает, как принято вести себя за столом, какие существуют
традиции, или не приемлет по каким-то причинам пищу, которую едят люди вокруг,
будет чувствовать себя изолировано и некомфортно. Ребёнок приходит в нашу
культуру, где  всё вокруг для него ново и
незнакомо. Родители и другие близкие люди будут  проводниками, которые познакомят малыша с
особенностями питания в семейном кругу и в обществе в целом. Вписаться в
культурно-экологическую нишу семьи, а затем и общества – не менее важная задача
для ребёнка на этапе прикорма, чем адаптация пищеварительного тракта к пище с
общего стола.
Для
формирования правильного пищевого поведения необходимо создавать условия, чтобы
малыш ел не один, по крайней мере, мама или другой человек, ухаживающий за
малышом, может составить ребёнку компанию. Ребёнок должен видеть, что все
собрались, чтобы покормить себя, а
не проследить кто что и как ест. И малыш будет повторять с радостью то, что видит
– будет сам тянуться к еде, требовать ложку или чашку для питья. И таким
образом учиться есть без каких-то особых физических или моральных затрат со
стороны родителей! Но в наше время зачастую ребёнка лишают возможности видеть
совместную трапезу и участвовать в ней, так как кормят его с ложки,
специальными продуктами, а не сам он ест. Малыш зачастую ест  отдельно от всей семьи, по особому режиму, за
отдельным столом или в специальном детском кресле, порой даже в отдельном
помещении. Это мешает формированию здорового пищевого поведения – мама решает,
когда я ем, что я ем, сколько я ем, мама кормит меня, а я только открываю рот,
жую и глотаю. Хотели бы мы – взрослые – ежедневно питаться именно так?
На своей практике я часто слышу
жалобы мам о том, что их детки не хотят есть прикорм, предпочитая грудное
молоко и что педиатры советуют срочно отлучать от груди, иначе ребенок так
никогда и не начнет есть «взрослую» пищу. 
На самом ли деле грудное вскармливание – конкурент прикорму? Нет и нет!
Как минимум потому, что грудное вскармливание и прикорм разнесены во времени. К
тому моменту, когда малыша начинают знакомить со взрослой пищей его грудное
вскармливание, как правило, организовано вокруг снов – малыш засыпает на груди,
сосет во сне и после сна.
Причины почему ребенок может есть слишком мало, по мнению мамы, взрослой еды
могут быть двух видов. Первая причина – ребенок на самом деле ест абсолютно
нормальное количество «взрослой» пищи, просто мы в большинстве случаев привыкли
считать «нужным» количество существенно большее, чем действительно нужно
малышу.
Для годовалого ребенка абсолютно нормально соотношение ГВ и прикорма как 80- 90%
на 10-20%, полуторогодовалого как 5050, а двухлетки как 10-20% на 90-80%.
ВОЗ считает,
что если прикорм был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять
примерно 25% от общего рациона ребенка- практическое руководство для
медработников “Грудное вскармливание: как обеспечить
успех”
, выпущенное ВОЗ в 1997 году. Есть детки, которые
вообще до года не проявляют особого интереса ко взрослой пище и прекрасно
развиваются на исключительно грудном вскармливании.
Вторая причина – проблемы с пищевым интересом и правильным пищевым поведением у
малыша. И в этом случае работать надо над налаживанием именно этих процессов, а
не на исключении единственного возможного сейчас способа накормить ребенка.
И мы плавно подходим к одному из
самых животрепещущих вопросов молодых мам
что делать, если мой ребенок мало или плохо ест?

Этому вопросу посвящена прекраснейшая книга испанского педиатра Карлоса
Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть»
Вот 3
причины, почему дети  отказываются от
еды:
1. Ребенок не голоден (еще или уже)
2. Ребенок болен или в состоянии стресса. 
Силы организма нужны на борьбу с болезнью или снятие напряжение, еда только
усугубит проблему. Вспомните, когда у вас был грипп, хотелось ли вам налегать
на обеды из трех блюд? )) Многие мамы знают, что отказ от еды и повисание на
груди – верный признак, что у их малыша лезут зубки.
Кстати, само переживание матери по поводу количества съеденного – уже стресс
для ребенка, ввиду общей системы, в которую завязана психика матери и ребенка.
3. Тяжелая психическая болезнь, когда мозг не получает сигнал о голоде, хотя
ему нужна еда. Такие случаи, естественно, крайне редки.
Организм
ребенка (и человека вообще) – саморегулирующаяся система. Нам не приходит в
голову контролировать, как ребенок дышит, заставляя его дышать побольше и
почаще.

Недоедающий ребенок, как правило, это
исключительно психологическая проблема 
родителей
. Мне очень понравилась фраза, которой очень емко эту
проблему описала психолог Елизавета Филоненко – “надень кофточку, маме
холодно”.
Система защиты организма от лишней еды – отказ, выталкивание еды языком,
складывание еды за щеку, долгое сидение за столом, рвота (для особо упорных
родителей).
Что делать родителям, чей 
ребенок отказывается от еды или мало ест? Ответ прост – отстать от
ребенка. 

Ни один здоровый ребенок не будет морить себя голодом! А если же малыш не
здоров, то впихиванием еды его не вылечить!
Если нам кажется, что наш ребенок слишком мало ест,
то надо посмотреть на его кулачок и вспомнить, что объем его желудка точно
такой же! Этот наглядный пример хорошо помогает успокоиться и перестать
волноваться из-за того, что малыш не способен съесть тарелку супа, потом
котлетку с гарниром, а на десерт еще и яблочко.
Так же
может помочь знание некоторых особенностей питания деток до 5 лет:
– Примерно с 2х лет начинается возраст “малоежек”. Ребенок перестает
расти  так быстро, как раньше и есть начинает
меньше.
– Дети любят простую еду (лучше просто вареная свекла, чем салат из нее же с
несколькими ингредиентами).
– Дети не любят большого объема еды (даже визуально). Лучше маленькая порция на
большой тарелке.
– Дети могут долго есть одни и те же продукты, пока не насытятся ими (сюда не
входит “мусорная” еда и рафинированные продукты, макароны). Ребенок
набирает необходимый объем питательных веществ не за день, а за неделю или
более.
– Дети консерваторы в еде и  не склонны
пробовать новое (нормальный защитный механизм).
Если говорить о проблеме, когда ребенок соглашается есть
только под мультики, то тут родителям нужно будет работать над возвращением
малышу пищевого интереса. Вообще
следование принципам
естественного прикорма помогает родителям навсегда забыть о проблемах с едой. И
работает даже с «запущенными» случаями – лично я сама больше года мучилась
попытками накормить ребенка и отучить его при этом смотреть мультики, а потом решилась
и начала весь наш прикорм с нуля – посадила сына к себе на колени, убрала его
тарелку и дала ему возможность самому решать, что и в каком количестве он будет
есть из моей тарелки и будет ли есть вообще 
– и буквально за месяц все проблемы остались в прошлом!

Не могу не коснуться
темы давления на ребенка во время кормления. К сожалению, сейчас сплошь и рядом
можно слышать советы из серии насильного кормления ребенка, которые
оправдываются якобы тем, что ребенок сам не понимает, что и сколько ему есть.
Это просто ужасно. Пищевое насилие – одно из самых страшных
насилий над организмом и личностью, вред от которого и физический и
психический. Это еще усугубляется тем фактом, что насилие это исходит от самых
важных и дорогих ребенку людей, которым он привык всецело доверять. И
последствия у такого насилия могут быть поистине катастрофичными и касаться не
только неправильного пищевого поведения ребенка в будущем, но и неумения вообще
слушать и понимать сигналы своего организма – так устроена психика человека,
что когда изо дня в день любимый и важный человек, говорит нам «да», а наш
организм говорит «нет», то в какой-то момент мозг, уставший от этого диссонанса
«затыкает» организм и перестает ему верить. Так срабатывает защитный механизм у
деток, которые подвергаются дома физическому или сексуальному насилию и которые,
даже став взрослыми, оправдывают своих родителей, считая, что те поступали
правильно и что это дети были виноваты, потому что вели себя не хорошо или были
плохими. И с насильным кормлением происходит то же самое! Организм ребенка
говорит ему, что он уже сыт, а мама упорно заставляет есть еще и еще, внушая
малышу, что его организм ничего не понимает и слушать его не надо.
Насилие недопустимо! Ни в виде физического наказания ребенка, ни в виде
запихивания в него еды против его воли!
Принуждение к еде и стресс, которое это принуждение создает способны в будущем привести
к проблеме “заедания стресса” у взрослого человека.
Еще одна проблема – ребенок вынужден подавлять чувство отвращения к еде, а
вместе с ним и все остальные чувства, поэтому в перспективе ему будут нужны
сильные вкусы (чрезмерно горячее, острое, соленое) чтобы испытать хоть какие-то
эмоции в процессе еды. Возможны более серьезные последствия в виде отчуждения
от своего тела, своих чувств: человек не понимает, что ему нужно, что нравится,
а что нет, возможно деструктивное поведение по отношению к своему организму,
т.к. поломана обратная связь со своим организмом.
Кормление под телевизор – в будущем формируется рефлекс бездумного жевания
чего-либо, а так же разрушает контроль организма над количеством съеденного,
что как минимум может привести к перееданию.
Слушайте своего ребенка, доверяйте ему и, принимая какие-либо решения,
постарайтесь поставить себя на его место. 
На этом я заканчиваю серию статей о естественном прикорме и желаю вам и вашим
деткам вкусных, радостных и полезных приемов пищи!
Автор статьи: Татьяна Арбузова @shakti_osher, консультант по грудному вскармливанию и естественному прикорму.
Яндекс.Метрика