Вопрос, который в той или иной
степени, волнует каждого родителя. Мы ждем первых слов ребенка, возможности
получать от него ответы на наши вопросы.
степени, волнует каждого родителя. Мы ждем первых слов ребенка, возможности
получать от него ответы на наши вопросы.
Если спросить родителей: «Когда
ребенок должен заговорить?». Самый частый ответ: 1 год-полтора. Это берется из
рассказов наших бабушек, что, мол, ты-то, в полтора уже книги читал. Кроме
того, так значимое для многих мам сравнение с окружающими. Если кто-то написал, что ребенок говорит, мы
начинаем активно стимулировать и своего. Ну и самое главное в этом вопросе –
мнение экспертов. «Добрые» доктора неврологи смотрят на родителей большими
глазами, если узнают, что в полтора года малыш не говорит от 30 до 50 слов.
ребенок должен заговорить?». Самый частый ответ: 1 год-полтора. Это берется из
рассказов наших бабушек, что, мол, ты-то, в полтора уже книги читал. Кроме
того, так значимое для многих мам сравнение с окружающими. Если кто-то написал, что ребенок говорит, мы
начинаем активно стимулировать и своего. Ну и самое главное в этом вопросе –
мнение экспертов. «Добрые» доктора неврологи смотрят на родителей большими
глазами, если узнают, что в полтора года малыш не говорит от 30 до 50 слов.
Где она, правда?
Во-первых, у каждого она своя. Есть
нормы, разработанные неврологами, психологами и логопедами. И они достаточно
сильно отличаются.
нормы, разработанные неврологами, психологами и логопедами. И они достаточно
сильно отличаются.
Психологи говорят о том, что в
возрасте 24 месяца у ребенка должно быть от 20 полноценных слов. Что это? «Собака,
кошка, дверь, банан» – то есть полноценное слово, понятное окружающим и не требующее «перевода». Внимание, это важно! В 2 года, если нет эти слов,
никто не делает заключений, а предлагает подождать 3-5 месяцев. После чего опять проводится оценка речи и развития других
высших психических функций при помощи специальных методик. И, если слов все еще
мало, но остальные навыки соответствуют возрасту, дают еще одну отсрочку до
трех лет. После чего решение о проблемах в развитии речи выносится вместе с
логопедом.
возрасте 24 месяца у ребенка должно быть от 20 полноценных слов. Что это? «Собака,
кошка, дверь, банан» – то есть полноценное слово, понятное окружающим и не требующее «перевода». Внимание, это важно! В 2 года, если нет эти слов,
никто не делает заключений, а предлагает подождать 3-5 месяцев. После чего опять проводится оценка речи и развития других
высших психических функций при помощи специальных методик. И, если слов все еще
мало, но остальные навыки соответствуют возрасту, дают еще одну отсрочку до
трех лет. После чего решение о проблемах в развитии речи выносится вместе с
логопедом.
Логопеды дружественны нам в этом
вопросе. Они предлагают вот такое определение «норм»:
вопросе. Они предлагают вот такое определение «норм»:
·к
1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс
«обозначает» определенный предмет/действие/человека).
1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс
«обозначает» определенный предмет/действие/человека).
·к
2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются
твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается
одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются
твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается
одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
· в
2,5 – 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных,
понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые
согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение
артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном
в малознакомых словах.
2,5 – 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных,
понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые
согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение
артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном
в малознакомых словах.
·к
5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать
свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать
свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
·к
школьному возрасту ребенок овладевает практически всех сложной системой
практической грамматики
школьному возрасту ребенок овладевает практически всех сложной системой
практической грамматики
Неврологи… У них своя классификация,
которую мы не будем здесь обсуждать. Я, честно говоря, не могу точно сказать, на
чем она строится. Вполне возможно, что в свои 30 слов, они включают и «му»,
«ав» На самом деле, меня больше волнует реакция мам по этому поводу. Пройдя
диспансеризацию, и узнав, что ужас – у ребенка отставание в развитии, так как
он в полтора года не говорит тех самых заветных слов, мамы готовы на все. Они
начинают пичкать ребенка серьезными препаратами, совсем даже не витаминами.
Ведут детей в 1, 5 – 2 года на микростимуляцию мозга током….
которую мы не будем здесь обсуждать. Я, честно говоря, не могу точно сказать, на
чем она строится. Вполне возможно, что в свои 30 слов, они включают и «му»,
«ав» На самом деле, меня больше волнует реакция мам по этому поводу. Пройдя
диспансеризацию, и узнав, что ужас – у ребенка отставание в развитии, так как
он в полтора года не говорит тех самых заветных слов, мамы готовы на все. Они
начинают пичкать ребенка серьезными препаратами, совсем даже не витаминами.
Ведут детей в 1, 5 – 2 года на микростимуляцию мозга током….
Дорогие мамы, папы и другие родственники, умоляю,
как психолог, как мама 4 детей, подумайте прежде, чем что-то делать!!! Узнайте
мнение 2-3 специалистов! И помните, что в вопросах речи, невролог не самый
главный специалист. А вы такой слепой верой и доверием, можете нанести малышу
серьезный вред на всю жизнь!
как психолог, как мама 4 детей, подумайте прежде, чем что-то делать!!! Узнайте
мнение 2-3 специалистов! И помните, что в вопросах речи, невролог не самый
главный специалист. А вы такой слепой верой и доверием, можете нанести малышу
серьезный вред на всю жизнь!
И заканчивая с
вопросами самодиагностики. Несколько лет назад, я наткнулась на
табличку, автор, к сожалению, мне не известен, но критерии оценки очень
нравятся. Сверяйтесь по ней, и думаю,
вам станет спокойнее.
вопросами самодиагностики. Несколько лет назад, я наткнулась на
табличку, автор, к сожалению, мне не известен, но критерии оценки очень
нравятся. Сверяйтесь по ней, и думаю,
вам станет спокойнее.
Итак, речь. Речь, это, прежде всего,
– высшая психическая функция. За речь отвечает определенный участок в головном
мозгу. Именно с этим связано, что, например,
– высшая психическая функция. За речь отвечает определенный участок в головном
мозгу. Именно с этим связано, что, например,
·
гипоксия – недостаточное снабжение кислородом
(при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается
созревание структур головного мозга);
гипоксия – недостаточное снабжение кислородом
(при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается
созревание структур головного мозга);
·
родовая травма (непосредственные механические
воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода,
нарушения функций головного мозга)
родовая травма (непосредственные механические
воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода,
нарушения функций головного мозга)
могут нарушать этапы и скорость развития речи. Но
речь формируется, несомненно, под воздействием социальных факторов, общего
здоровья организма человека и нормальных условий его жизни. Поэтому есть и, так
называемые, внешние факторы:
речь формируется, несомненно, под воздействием социальных факторов, общего
здоровья организма человека и нормальных условий его жизни. Поэтому есть и, так
называемые, внешние факторы:
·
общая физическая
слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов,
заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых
заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
общая физическая
слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов,
заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых
заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
·
неблагоприятные
условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг,
психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые
нервно-психические заболевания и травмы);
неблагоприятные
условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг,
психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые
нервно-психические заболевания и травмы);
·
нарушения речи
окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи,
нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут
усваиваться ребёнком);
нарушения речи
окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи,
нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут
усваиваться ребёнком);
·
отсутствие речевого
общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем,
например, что он не понимает).
отсутствие речевого
общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем,
например, что он не понимает).
Мы разобрались с
причинами, что же делать, чтобы ребенок начал говорить, делал это качественно и
вовремя.
причинами, что же делать, чтобы ребенок начал говорить, делал это качественно и
вовремя.
1.
Начинайте формировать речь, пока еще пассивную, во время беременности!!!
Да, я знаю, для многих дикость «разговаривать» с животом. Без проблем, не надо.
Слушайте много музыки, хотя бы. Ведь это возможно? Старайтесь общаться с
окружающими вас людьми без эмоционального накала, используя как можно больше
слов.
Начинайте формировать речь, пока еще пассивную, во время беременности!!!
Да, я знаю, для многих дикость «разговаривать» с животом. Без проблем, не надо.
Слушайте много музыки, хотя бы. Ведь это возможно? Старайтесь общаться с
окружающими вас людьми без эмоционального накала, используя как можно больше
слов.
2.
Говорите с ребенком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает.
Это формирование пассивного словаря. Все, что вы вложите в него до трех лет, вы
получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и
всех приходящих в дом. Говорите
как можно больше!
Говорите с ребенком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает.
Это формирование пассивного словаря. Все, что вы вложите в него до трех лет, вы
получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и
всех приходящих в дом. Говорите
как можно больше!
3.
Следите за
наполняемостью своей речи. Не удивляйтесь, что если в доме часто используется
мат или сленг, именно с этого и начнет ребенок, тем более, что эти слова
короткие и легкие для повторения.
Следите за
наполняемостью своей речи. Не удивляйтесь, что если в доме часто используется
мат или сленг, именно с этого и начнет ребенок, тем более, что эти слова
короткие и легкие для повторения.
4.
Нагружайте
ребенка впечатлениями! Не сидите в 4 стенах. Гуляйте, общайтесь, встречайтесь с
друзьями и путешествуйте – все эти ситуации способствуют развитию речи.
Нагружайте
ребенка впечатлениями! Не сидите в 4 стенах. Гуляйте, общайтесь, встречайтесь с
друзьями и путешествуйте – все эти ситуации способствуют развитию речи.
5.
Не ставьте
ребенку диагнозов – говорит он в год стихами или нет, совершенно не означает,
что он будет умнее или глупее, чем его сверстники.
Не ставьте
ребенку диагнозов – говорит он в год стихами или нет, совершенно не означает,
что он будет умнее или глупее, чем его сверстники.
6.
Делайте как
можно чаще, с рождения, массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп. Это может
быть и ритуалом при засыпании, и просто методом расслабления малыша, и все это
стимулирует зоны мозга отвечающие за речь.
Делайте как
можно чаще, с рождения, массаж рефлекторных зон кистей рук и стоп. Это может
быть и ритуалом при засыпании, и просто методом расслабления малыша, и все это
стимулирует зоны мозга отвечающие за речь.
7.
Тактильный
контакт с близкими важен не меньше словесного. Совсем кроху берите на грудь, на
живот папы, хорошо, если кожа к коже, все это стимулирует развитие
эмоциональной сферы малыша и речи в том числе.
Тактильный
контакт с близкими важен не меньше словесного. Совсем кроху берите на грудь, на
живот папы, хорошо, если кожа к коже, все это стимулирует развитие
эмоциональной сферы малыша и речи в том числе.
8.
Мелкую
моторику можно и нужно развивать не только массажем. Кубики, камушки, собирание
риса со стола, вареного, разумеется, – все это помогает в развитии. И не всегда
для этого нужны дорогие игрушки, порой достаточно маминой фантазии.
Мелкую
моторику можно и нужно развивать не только массажем. Кубики, камушки, собирание
риса со стола, вареного, разумеется, – все это помогает в развитии. И не всегда
для этого нужны дорогие игрушки, порой достаточно маминой фантазии.
9.
Давайте
всему нормальные определения и названия. «Это кот. Кот говорит «мяу». То есть
сразу используйте в описаниях полноценные слова. Убирайте все «биби, пипи» и
разные другие сокращения.
Давайте
всему нормальные определения и названия. «Это кот. Кот говорит «мяу». То есть
сразу используйте в описаниях полноценные слова. Убирайте все «биби, пипи» и
разные другие сокращения.
10. Не кричите (мне кажется, я говорю
это в каждой статье), будьте позитивны к ребенку. Крик и регулярные физические
наказания, доказано, тормозят развитие речи.
это в каждой статье), будьте позитивны к ребенку. Крик и регулярные физические
наказания, доказано, тормозят развитие речи.
11. Ближе к полутора годам, привлекайте
ребенка и игре «Повтори». Говорите короткие слова много, много раз. Как бы
шутя. И предлагайте повторить. Если получилось, хвалите, нет – не страшно.
Повторение – мать учения. Говорите вновь и вновь.
ребенка и игре «Повтори». Говорите короткие слова много, много раз. Как бы
шутя. И предлагайте повторить. Если получилось, хвалите, нет – не страшно.
Повторение – мать учения. Говорите вновь и вновь.
12. Положительная мотивация. Никогда, никогда не
используйте стимуляцию через отрицательное!! Например, «хочешь банан, скажи банан,
пока не скажешь, не дам» Нельзя!!! Вы наоборот, тормозите ребенка, даже если он
и выдавит из себя нечто похожее, то позже может дать откат и даже логоневрозы.
используйте стимуляцию через отрицательное!! Например, «хочешь банан, скажи банан,
пока не скажешь, не дам» Нельзя!!! Вы наоборот, тормозите ребенка, даже если он
и выдавит из себя нечто похожее, то позже может дать откат и даже логоневрозы.
13. Хвалите ребенка за
достижения и старайтесь его понять! До двух лет не стоит мучать ребенка абсолютно
точным произношением слов, главное, чтобы он вообще пытался их произносить.
достижения и старайтесь его понять! До двух лет не стоит мучать ребенка абсолютно
точным произношением слов, главное, чтобы он вообще пытался их произносить.
14. Убирайте по максимуму
гаджеты, либо, если используете, то показывайте все «говорящее». Время Tiny love прошло. Мультики должны говорить! И лучше повторять
одни и те же слова как можно чаще.
гаджеты, либо, если используете, то показывайте все «говорящее». Время Tiny love прошло. Мультики должны говорить! И лучше повторять
одни и те же слова как можно чаще.
15. Если у вас близнецы
или погодки, имейте в виду, что для них
чуть-чуть другие нормы, и они могут начать говорить позже.
или погодки, имейте в виду, что для них
чуть-чуть другие нормы, и они могут начать говорить позже.
16. Если вашему ребенку
более 24 месяцев, и он говорит менее 5 полноценных слов, начните с полной
диспансеризации и посещения логопеда и психолога. Для спокойствия.
более 24 месяцев, и он говорит менее 5 полноценных слов, начните с полной
диспансеризации и посещения логопеда и психолога. Для спокойствия.
Да, я знаю, порой говорить самой тяжело.
Но поверьте, скоро, очень скоро, вы станете слушателем, и будете просить
малыша: «Помолчи, дружок, минутку». Терпения вам и мудрости, дорогие родители!
Но поверьте, скоро, очень скоро, вы станете слушателем, и будете просить
малыша: «Помолчи, дружок, минутку». Терпения вам и мудрости, дорогие родители!
Автор статьи Лариса Суркова, кандидат психологических наук.