В последнее время тема одаренных детей и, вообще, тема талантливости поднимается достаточно часто. По телевидению проходят различные конкурсы для одаренных деток в совершенно различных сферах деятельности.
Для начала необходимо разобраться, а что же такое детская одаренность?
С точки зрения психологической науки, одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в той или иной деятельности. Сама по себе одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Родители за одаренность часто принимают успешность ребенка в какой-либо сфере деятельности, например, в танцах, музыке, логике, математике и т.д. Но при этом, зачастую, не разграничивают такие явления, как возрастные возможности, задатки, способности, талантливость, гениальность, в связи с этим, часты случаи, когда подталкивание ребенка к какому-то виду деятельности происходит в ущерб здоровью. Например, мама в детстве очень хотела стать фигуристкой, в связи с этим отдает свою трехлетнюю дочь в школу фигурного катания. Для успешного овладения данным видом спорта необходима хорошая координация, развитые чувства равновесия и ритма и еще некоторые качества. Предположим, что ребенок хорошо овладевает данным видом спорта, занимает призовые места, но ей не интересно то, чем она занимается и делает она это только ради мамы, а сама мечтает плести картины из бисера. Такие дети часто болеют неврозами, у них возникают проблемы поведенческого характера в подростковом возрасте.
Для того чтобы понять одарен ли ребенок в чем-то важно выяснить его возможности и мотивацию, то есть желание проявлять себя в том или ином ключе. Родители могут замечать, что ребенок выбирает определенные стимулы из многих, например, предпочитает слушать музыку и подпевать вместо игр, или подолгу и с увлечением рисует, причем выбирает своеобразный материал и получает удовольствие от процесса, а не от поощрений окружающих. Либо ребенок с увлечением, творчески подходит к играм с конструктором, демонстрирует яркие необычные конструкторские решения. Возможно, ребенок ярко проявляет себя в движениях, очень ритмичен, пластичен, выполняет необычные танцевальные па.
Одаренность проявляется очень рано, чаще еще в период дошкольного детства, хотя некоторые проявления можно заметить и в весьма раннем возрасте. Однако встает вопрос излишней стимуляции развития одних сфер деятельности в ущерб другим. Для одаренных детей, как правило, характерна так называемая диссинхрония (состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах с окружающими) или неравномерность в развитии. Одни дети демонстрируют высокие возможности в одной или нескольких сферах, при этом другие могут находиться на характерном для актуального возраста уровне или даже отставать.
Зачастую в моей практике одаренные дети хорошо проявляют себя в области своей одаренности, но, как правило, либо у них отстают так называемые инструментальные навыки, либо коммуникативные возможности. Например, мальчик 9 лет, очень музыкален, играет на нескольких инструментах, пишет музыку, рисует, но при этом с трудом застегивает пуговицы на одежде, не способен самостоятельно дойти из школы домой. Или вот еще пример, девочка 11 лет, интеллектуалка, завоевывает общероссийские олимпиады по математике, причем за 10-11 класс и в то же время не имеет подруг, не знает как наладить общение с ровесниками, страдает от этого.
Безусловно, если родители замечают признаки одаренности у ребенка их необходимо развивать и подпитывать, но не забывать, что ребенок – он все-таки ребенок, он должен играть, двигаться, общаться со сверстниками. Стимулирование одних способностей не должно идти в ущерб другим.
Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru и в профиле @darbaby.ru Также на сайте много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.
Фото: @zanko_enya