Home > Статьи > Психология > Двойное счастье

Двойное счастье


Я, конечно, очень ценю труд и усилия абсолютно всех мам и пап (а также бабушек). Но есть категория, которая вызывает во мне желание преклоняться – мамы двойняшек, а есть среди моих знакомых и мама тройняшек @kapitonova_li Это, конечно, мамы, у которых в разы больше сил, терпения и вообще всего) Но и у них есть проблемы, вопросы, и запросы на то, как помочь их детям в гармоничном развитии.

На воспитание двоен и троен (а бывает и больше же) есть множество взглядов. Написано немало книг, на мой взгляд, не сильно интересных. А также есть огромное количество стереотипов о том, как лучше и правильнее их воспитывать.

Знаете, чего мы не будем делать? Мы не будем рассматривать теорию – откуда берутся двойни и как они развиваются. Перейдем сразу к ключевым моментам.

Книги. 

Их, правда, немного, а те, что есть, сводятся к перечню, что купить, и рассказу, откуда дети берутся.
  • Более-менее интересной (и ее можно скачать бесплатно) мне показалась книга «Я или МЫ: КАК РАСТИТЬ БЛИЗНЕЦОВ», С. Малых и А. Сибурина. Генезис, 2008 г. Повторюсь, не шедевр, но более-менее структурирована. 
  • Книга Жаклин Уилсон «Двойняшки» тоже есть в сети. 
  • Есть серия книг у @cleverbook Фелисити Брукс «Маша и Миша». Эту серию можно советовать всем родителям для чтения детям от 1-4, но вот для двойняшек она по-моему подходит особенно.


Ну и основные моменты, которые, наверное, все знают, но я все же повторю.

Детей нельзя сравнивать, а двойняшек особенно. К сожалению, в возрасте после года это становится главной ошибкой. Один чуть быстрее, лучше одевается, кушает, и мама невольно приводят его в пример. И приме-то вроде бы положительный – «смотри, как братик хорошо покушал». А получается наоборот – ближе к трем годам родители начинают жаловаться на ссоры, драки и вечные разборки между детьми. Я понимаю маму – хочется же простимулировать и вроде как психология говорит – приводите положительные примеры. Но в этом случае это не работает или работает мало. Если вы хотите привести одному в пример другого – делайте это через их самостоятельное сравнение, особенно когда появляется речь. Есть даже «речевки» в интернете,– “Кто тут кушает до чистой тарелки?”, “А кто играет веселее?”, “Кто бегает быстрее?”, ну и так далее. Отвечают каждый раз дети сами, т.е. анализ они проводят самостоятельно. С малышами сложнее: делать это надо маме. Если приводите в пример, что один быстрее убрал игрушки, то обязательно говорите – «зато ты у нас лучше делаешь это». Обязательно должен быть противовес.

Главный вопрос – где взять силы, время и правильно распределить свое внимание. Ведь пока они совсем крохи, их потребности часто могут совпадать по времени – что делать? Знаете, многие мамы близнецов то ли интуитивно, то ли по своей житейской мудрости выстраивают этот режим жизни очень психологично. Они, пока малыши совсем крохи – до 6-7месяцев, реально делают все или одновременно или в заданном детьми темпе. Иногда эти героические женщины не спят и не едят, и кстати, многие кормят грудью до двух лет. Это вызывает уважение; единственное, о чем прошу – принимайте помощь близких! Если хотите все сами делать с детьми, то позвольте помочь вам по хозяйству. А вот ближе к возрасту 8-10 месяцев многие понимают истину: это чудо, детей двое, и они могут занимать друг друга, играть вместе. Говоря о близнецах, психологи, работающие с этой категорией детей, призывают мам не упустить этот момент. Дети стали тянуться друг другу? Позвольте им быть вместе, не надо их отсаживать друг от друга. До 12 месяцев просто будьте рядом, вовлекая в процесс отношений детей друг с другом, показывая им ценность совместного времяпрепровождения с братом/сестрой. Тогда к 14 месяцам наступает так называемый возраст «компенсации», когда «синдром подзадоривания» уходит на второй план, и дети начинают играть рядом друг с другом, тихо и эффективно проводя время вместе.

Частый вопрос – надо ли их одинаково одевать и покупать две одинаковые игрушки. По одежде нет однозначного ответа, это то ли стереотип, то ли выбор мам; иногда самим детям нравится быть одинаково одетыми. Делайте так, как вы решили. Обычно ближе к кризису 7 лет близнецы отказываются быть одинаковыми и, как все дети, начинают ярко проявлять индивидуальность. А вот про игрушки вопрос: зачем? Какая цель? Чтобы не было ссор? Бесполезно) Им же, как и всем детям, все равно надо то, что у другого. Психологи советуют не заводить одинаковые игрушки, потому что в семье, где детей сразу двое, меняться, играть вместе, делиться стоит учить раньше. И на самом деле – именно двойняшки в этом преуспели! И на детских площадках часто именно они показывают пример, как это делать.

Хочется повторить прописную истину – то, что их двое, означает что это ДВА человека. Поэтому, конечно, очень важно подчеркивать их индивидуальность, помогать им развиваться в том, что им интересно. Одному может быть близко рисование, а другому математика. Дайте возможность развиваться каждому из них. Опять-таки банальность, и вы конечно, это знаете, но даже на день рождения советуют покупать два маленьких тортика, а не один большой. Не подогревайте в детях ненужную конкуренцию. Это не развивает, по крайней мере одного это всегда подавляет.

Зато у мам двойняшек редко встает вопрос, как полюбить двух детей одинаково. Это для них просто. Важно не забывать правило, которое нужно для запоминания всем родителям – уделяйте личное время каждому из детей. Понимаю, пока вы с ними одна дома, это сложно, но когда есть папа или бабушка (няня), найдите возможность побыть наедине с каждым. И важно (как важно и для всех других мам): личное внимание необходимо не только во время болезни, так как такая ситуация воспринимается ребенком как “мама любит меня, когда я болею” и ведет к психосоматическим болезням. Для личного внимания в младенческом возрасте, пока, например, кормите одного или переодеваете, говорите со вторым. Это может помочь.

Важный момент, и присущий именно двойням или погодкам: избегайте наказания «за компанию». Часто нет сил разбираться. Особенно, если дети ябедничают друг на друга. И мамы наказывают обоих. Старайтесь избегать этого. И все же разбираться в корне проблемы, а в более позднем возрасте давать возможность разобраться самим. Когда вы применяете метод игнорирования, отправляя детей в отдельную комнату (на 2-5 минут, соответственно их возрасту) учтите, что каждый должен быть в отдельном помещении. Иначе метод не работает.

Часто спрашивают про сад и школу. Отдавать ли в одну. Я не вижу причин сказать “нет”. Если этого не требуют индивидуальные особенности детей. Вместе им комфортнее и спокойнее, ведь они привыкли ощущать друг друга рядом.

Делая акцент на индивидуальность, не забывайте учить детей быть вместе! Это задача всей семьи, и с самого раннего возраста! Играйте в общие игры, гуляйте всей семьей, переживайте общие эмоции и впечатления!

Всего один раз мне довелось работать с мамой двух двоен с разницей в два года между парами (работали, кстати, не по теме детей). И на мой вопрос “как?” она сказала, что только когда появились вторые близнецы, она научилась выделять не разделяя. Это, наверное, огромная мудрость, которую можно обрести только родив двойню. Желаю и каждой из вас этой мудрости! И не забывайте: на ваших детях работают в целом все те же принципы, возрастные особенности и кризисы, что и на всех детях! Так что надеюсь, весь тот материал, который я пишу, полезен и вам.

Автор статьи кандидат психологических наук Лариса Суркова @larangsovet.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.