Мы начинаем новый проект #instamamru_education, в рамках которого проведем интервью с мамами или педагогами за рубежом, в разных странах. Открывает летопись Наташа @nordic_nat, мама и педагог начальных классов в Норвегии. В комментариях можете задать свои вопросы.
⠀
«Я переехала в Норвегию 2,5 года назад. По образованию я учитель иностранных языков и литературы и экономист. Мне больше нравится педагогика и было решено, что в Норвегии я вернусь в эту сферу. Переехав в новую страну, пришлось учить норвежский, чем я и занималась 4 семестра. В начале октября 2017 получила, к своей радости, лицензию. Набравшись наглости, разнесла документы по всем школам города лично, встретившись со всеми директорами. На следующий день мне позвонили и предложили выйти на замену в одну из школ. Сначала я работала викарем – это подменный учитель. А с начала апреля мне предложили контракт до конца учебного года в 1 классе, где я заменяла учителей чаще всего.
⠀
1️⃣Образование в grunnskole (базовая школа с 1 по 10 класс) является обязательным и бесплатным. Дальше идет школа videregående 11-13 класс. Это смесь 11 класса с училищем или колледжем. Она условно необязательна, но бесплатная. В тот год, когда ребёнку исполняется 6 лет – он идёт в школу по месту жительства.
⠀
2️⃣В Норвегии нет начальной школы 1-4класс. У нас идет barneskole – 1-7 класс и ungdomsskole – 8-10. В «барнескуле» в каждом классе есть классный руководитель и учитель, читающий определенные предметы. Я как раз такой timelærer. Веду математику, английский, физкультуру и первый урок-собрание. Наш класс делится на 2 группы. Классный руководитель ведет норвежский в обеих группах и собрание в своей группе, общается с родителями и ведёт документаци. Я же как запасной классный руководитель. Еще у нас есть 2 ассистента для проблемных детей.
⠀
3️⃣К учителям в школе обращаются на «ты» и по имени. На «вы» в Норвегии обращаются только к членам королевской семьи. В Норвегии отношения учитель-ученик ощутимо отличаются от привычной нам модели. Учитель старается позиционировать себя как друг. В этом есть как плюсы, так и ощутимые минусы. Мне нравится их доброжелательность и открытость, но существуют серьезные проблемы с дисциплиной. Дети позволяют себя выходки, немыслимые для нас.
⠀
4️⃣В Норвегии не ставят оценок до 8 класса. Как по мне – это минус. Часто дети не способны адекватно оценивать свои способности. Мне кажется неверным ходом попытка уравнять их, чтобы они были поувереннее в себе. Дети не способны себя оценивать объективно. И они растут с чувством, что они молодцы. А потом приходит “видерегоне” с взрослыми требованиями и критериями. Дети в шоке, что они, оказывается, совсем не молодцы как им твердили в “грюнскуле” столько лет. У многих депрессии и потеря мотивации.
⠀
5️⃣Походы на природу и «uteskole» – школа вне школы- обязательная составляющая норвежской школьной программы. В Норвегии культ природы и свежего воздуха. Например, я работаю с первым классом и вторник у нас «utedag»: дети большую часть дня играют на улице во дворе или мы идем в поход.
⠀
6️⃣Классы в школах, где мне доводилось работать выглядят, как и у нас. Отличие в том, что есть маленькая комната для занятий в маленькой группе. «Smartboards» на стенах. Все очень компьютеризировано. У моих первоклашек iPad’ы, в которые загружено масса обучающих программ к учебникам.
⠀
7️⃣Занятия начинаются в 8:30. После первого урока-собрания идет маленькая перемена на 15 минут. Потом два урока подряд и 30 минут ланч-паузы. Перекусив, дети идут на большую перемену в 30 минут. Затем еще 2 урока подряд до 13:15. С 5 класса 2 раза в неделю по 6 уроков – до 14:15.
⠀
8️⃣Про семейное обучение мне пока не доводилось слышать. Многие дети с проблемами физиологического развития и психологического здоровья ходят в обычные школы, в общие классы. У них есть право быть как все. Норвежцы учатся принимать людей такими, какие они есть с детства. Например, в моем классе есть 2 ребенка с проблемами слуха. Для них наш кабинет оборудован микрофонами и колонками, ассистент обучается на курсах сурдоперевода.
⠀
9️⃣В моем классе 29 человек: 19 мальчиков и 10 девочек. Это считается большим классом, но у нашей коммюны есть финансовые проблемы, и она на всём экономит. У нас не хватает учителей. Точнее денег им платить и делать классы с меньшим количеством учеников в каждом. Сейчас наша школа готовится к слиянию с еще одной небольшой школой. В новой школе в каждой параллели будет 3-4 класса по 20-22 человека.
⠀
🔟Особого разделения по школам, например, по религиозному признаку, в Норвегии нет У нас есть частная школа Монтессори. В соседнем городе, знаю, есть международная школа, где обучение ведется на английском. Есть школа для детей с серьезными проблемами развития. Они физически не могут обучаться с обычными детьми, так как нуждаются в специальной организации учебного места и процесса.
⠀
1️⃣1️⃣Что касается буллинга, у нас это явление называется mobbing и с этим явлением ведется жесткая борьба на всех уровнях. Проводится регулярная работа в виде бесед, просмотра фильмов или передач, есть даже песни на эту тему и их учат. Пересекаются малейшие попытки бойкотированием всем классом и всей школой – все показывают неприятие подобной ситуации. Но моббинг пока до конца неискореним. Люди всегда такие люди…