Home > Заметки мамы > Школа в Норвегии

Мы начинаем новый проект #instamamru_education, в рамках которого проведем интервью с мамами или педагогами за рубежом, в разных странах. Открывает летопись Наташа @nordic_nat, мама и педагог начальных классов в Норвегии. В комментариях можете задать свои вопросы.

«Я переехала в Норвегию 2,5 года назад. По образованию я учитель иностранных языков и литературы и экономист. Мне больше нравится педагогика и было решено, что в Норвегии я вернусь в эту сферу. Переехав в новую страну, пришлось учить норвежский, чем я и занималась 4 семестра. В начале октября 2017 получила, к своей радости, лицензию. Набравшись наглости, разнесла документы по всем школам города лично, встретившись со всеми директорами. На следующий день мне позвонили и предложили выйти на замену в одну из школ. Сначала я работала викарем – это подменный учитель. А с начала апреля мне предложили контракт до конца учебного года в 1 классе, где я заменяла учителей чаще всего.

1️⃣Образование в grunnskole (базовая школа с 1 по 10 класс) является обязательным и бесплатным. Дальше идет школа videregående 11-13 класс. Это смесь 11 класса с училищем или колледжем. Она условно необязательна, но бесплатная. В тот год, когда ребёнку исполняется 6 лет – он идёт в школу по месту жительства.

2️⃣В Норвегии нет начальной школы 1-4класс. У нас идет barneskole – 1-7 класс и ungdomsskole – 8-10. В «барнескуле» в каждом классе есть классный руководитель и учитель, читающий определенные предметы. Я как раз такой timelærer. Веду математику, английский, физкультуру и первый урок-собрание. Наш класс делится на 2 группы. Классный руководитель ведет норвежский в обеих группах и собрание в своей группе, общается с родителями и ведёт документаци. Я же как запасной классный руководитель. Еще у нас есть 2 ассистента для проблемных детей.

3️⃣К учителям в школе обращаются на «ты» и по имени. На «вы» в Норвегии обращаются только к членам королевской семьи. В Норвегии отношения учитель-ученик ощутимо отличаются от привычной нам модели. Учитель старается позиционировать себя как друг. В этом есть как плюсы, так и ощутимые минусы. Мне нравится их доброжелательность и открытость, но существуют серьезные проблемы с дисциплиной. Дети позволяют себя выходки, немыслимые для нас.

4️⃣В Норвегии не ставят оценок до 8 класса. Как по мне – это минус. Часто дети не способны адекватно оценивать свои способности. Мне кажется неверным ходом попытка уравнять их, чтобы они были поувереннее в себе. Дети не способны себя оценивать объективно. И они растут с чувством, что они молодцы. А потом приходит “видерегоне” с взрослыми требованиями и критериями. Дети в шоке, что они, оказывается, совсем не молодцы как им твердили в “грюнскуле” столько лет. У многих депрессии и потеря мотивации.

5️⃣Походы на природу и «uteskole» – школа вне школы- обязательная составляющая норвежской школьной программы. В Норвегии культ природы и свежего воздуха. Например, я работаю с первым классом и вторник у нас «utedag»: дети большую часть дня играют на улице во дворе или мы идем в поход.

6️⃣Классы в школах, где мне доводилось работать выглядят, как и у нас. Отличие в том, что есть маленькая комната для занятий в маленькой группе. «Smartboards» на стенах. Все очень компьютеризировано. У моих первоклашек iPad’ы, в которые загружено масса обучающих программ к учебникам.

7️⃣Занятия начинаются в 8:30. После первого урока-собрания идет маленькая перемена на 15 минут. Потом два урока подряд и 30 минут ланч-паузы. Перекусив, дети идут на большую перемену в 30 минут. Затем еще 2 урока подряд до 13:15. С 5 класса 2 раза в неделю по 6 уроков – до 14:15.

8️⃣Про семейное обучение мне пока не доводилось слышать. Многие дети с проблемами физиологического развития и психологического здоровья ходят в обычные школы, в общие классы. У них есть право быть как все. Норвежцы учатся принимать людей такими, какие они есть с детства. Например, в моем классе есть 2 ребенка с проблемами слуха. Для них наш кабинет оборудован микрофонами и колонками, ассистент обучается на курсах сурдоперевода.

9️⃣В моем классе 29 человек: 19 мальчиков и 10 девочек. Это считается большим классом, но у нашей коммюны есть финансовые проблемы, и она на всём экономит. У нас не хватает учителей. Точнее денег им платить и делать классы с меньшим количеством учеников в каждом. Сейчас наша школа готовится к слиянию с еще одной небольшой школой. В новой школе в каждой параллели будет 3-4 класса по 20-22 человека.

🔟Особого разделения по школам, например, по религиозному признаку, в Норвегии нет У нас есть частная школа Монтессори. В соседнем городе, знаю, есть международная школа, где обучение ведется на английском. Есть школа для детей с серьезными проблемами развития. Они физически не могут обучаться с обычными детьми, так как нуждаются в специальной организации учебного места и процесса.

1️⃣1️⃣Что касается буллинга, у нас это явление называется mobbing и с этим явлением ведется жесткая борьба на всех уровнях. Проводится регулярная работа в виде бесед, просмотра фильмов или передач, есть даже песни на эту тему и их учат. Пересекаются малейшие попытки бойкотированием всем классом и всей школой – все показывают неприятие подобной ситуации. Но моббинг пока до конца неискореним. Люди всегда такие люди…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.