- Малыш, ты хочешь пойти на площадку?
- Что ты хочешь надеть?
- Что ты хочешь на обед?
- Какую книжку тебе почитать перед сном?
- Пойдем спать?
- Поиграем? Во что ты хочешь?
Современные родители задают слишком много вопросов своим дошкольникам. Нам кажется, что таким образом мы помогаем нашим детям научиться делать выбор, что мы уважаем их личности, давая им простор для выражения своих желаний. Мы подталкиваем их к самостоятельности, к умению принимать решения. И мы ошибаемся.
Природой задумано иначе. Инстинкт заботиться и принимать заботу движет взрослыми и детьми соответственно. Это означает, что мы отвечаем на вопросы, которые нам задают дети, мы направляем, мы распоряжаемся, мы ограничиваем и помогаем детям справится с разочарованием при отказах.
А дети хотят, чтобы о них позаботились, предложили бы им еду, занятие, отдых, объятия. Но вместо этого мы уточняем у них, как нам заботиться.
️Вы же чувствуете, что здесь что-то не так, противоестественно? Вот и дети чувствуют, что отношения не в порядке. Моя мама не знает, что я люблю куриную лапшу на обед?! Мой папа не знает, чем меня увлечь? Я должен это решить сам. Значит я в ответе?
Такая ситуация ведет минимум к двум негативным последствиям:
- Это фрустрирует ребенка, а фрустрированный ребенок – агрессивный ребенок.
- Инстинкт принимать заботу трансформируется в инстинктивное – заботиться, контролировать ситуацию.
У Г.Ньюфелда есть название этому явлению – альфа-ребенок. О таком ребенке сложно заботиться, с таким непросто жить.
С другой стороны, очень важно поддержать процесс становления, который разворачивается в наших подрастающих детях. Им так важно чувствовать, что это они принимают решение, эта идея пришла в голову им, а не родителям.
С моими детьми отлично работает способ выбора из двух вариантов. Суп или макароны на обед? Площадка или на море? Шоколад или мороженное на десерт? Пешком или на беговеле? Я с радостью предлагаю сыну выбирать там, где я могу предложить ему выбор, и таких ситуаций в течении дня большинство. Я не советуюсь, не сомневаюсь в своем выборе, а четко предлагаю на выбор два варианта. И ему просто выбрать, и этот выбор оставляет у него ощущение, что он важен и принимает решение.
Но если у меня нет сил ехать на море, я сообщаю детям: «Собирайтесь, мы едем в парк». «На обед суп», «Садитесь, почитаем эту книгу», «Идите сюда, будем поливать цветы», не забывая предварительно завладеть вниманием моих детей. То есть они знают, что о них позаботятся и их внимание, силы, энергия будут направлены на развитие, познание мира, шалости и дерзновения.
Автор статьи: @teplo.mam