Home > Консультации > Как развивается мозг ребёнка

Как развивается мозг ребёнка

Помните, не так давно мы говорили о мозолистом теле и о том, что произошло с Финеасом Гейджем❓Вы наверное задаетесь вопросом, какое это отношение имеет к детям? Вот и ответ.

«Мозгу маленького ребенка требуется в среднем от пяти до семи лет здорового развития для полной интеграции – то есть для того, чтобы части мозга установили связь друг с другом».*

И от семи до девяти лет, если это высокочувствительный ребенок.

В среднем в этом возрасте префронтальная кора с помощью мозолистого тела начинает свое функционирование, но не в полную силу, нет. Для ее роста необходима тренировка и время.

«Интеграция правого и левого полушария в префронтальной коре критична для развития управляющих функций, но занимает больше времени, чем в других частях мозга. Управляющие функции включают в себя способность к суждениям, гибкому мышлению, планированию, организации и самоконтролю. […] Пока префронтальная кора не будет достаточно интегрирована, маленький ребенок будет оставаться импульсивным и неуравновешенным».**

Даже уверенно работающая префронтальная кора не всегда справляется с сильными импульсами и чувствами, особенно у людей с высокой чувствительностью.

Вернемся к нашим детям и выводам, которые мы можем сделать. Маленькие дети:

В среднем до 5 лет, а высокочувствительный ребёнок до 7, испытывает ОДНУ эмоцию, ОДИН импульс, осознает ОДНО чувство в единицу времени.

Не учитывают контекст. Им видима только одна сторона мира в данный момент.

Прямолинейны, «что в голове, то и на языке». Им неведомы правила приличия, они не умеют хранить секреты.

Не могут сдержать обещаний.

Не нацелены на отдаленный результат работы.

Что это значит для родителя?

Если ребенок движем импульсом бить, кричать, кусаться, обниматься, прыгать, схватить что-то, бежать от испуга, смеяться, сердиться, бояться и так далее, то этот порыв захватывает все его сознание.

Ребенок НЕ СПОСОБЕН самостоятельно уравновесить этот импульс. ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБЕН.

Здесь хочу остановиться и подтвердить: да, если мы кричим на ребенка в тот момент, когда он чем-то захвачен, то он остановится. Это встроенная функция нашего мозга – быть осторожными, когда что-то пугает нас. А громкий, резкий окрик родителя пугает ребенка и часто спасает от опасностей. Например, ребенок тянется к раскаленным углям и вы, испугавшись, кричите ему: «Стоп! Не трогай». Он застывает на месте, и у вас есть время подойти к ребенку, изолировать его от опасности, и мягко объяснить почему вы кричали, восстановить контакт. Но чем чаще вы кричите, тем реже ребенок обращает внимание на ваши попытки донести до него свою мысль.

  • Для уравновешивания детских импульсов существуют взрослые, которые по замыслу природы, должны быть достаточно зрелыми и за себя и «за того парня».
  • Процесс интеграции (способность видеть сразу несколько вариантов, точек зрения) спонтанен и начнет развиваться в положенный срок, если ребенок находится в надежных отношениях.
  • Взрослые могут помочь ребенку в тренировках своей префронтальной коры. Мы показываем ребенку его эмоции, называем их, помогаем узнавать и говорить о них. Принимаем все эмоции ребенка. И ограничиваем вызванные определенными эмоциями действия, что могут нанести ущерб ребенку и другим. «Я вижу как ты зол. Твои руки не слушаются тебя, и тебе хочется бить маму. Нет, так мне больно, но ты можешь пнуть подушку или стучать мне по ладони».

Не имеет смысла ожидать от трехлетки последовательной деятельности в том, то не принесет результат немедленно.
Например, вы ожидаете, что каждый четверг ребенок будет ходить на гимнастику, делать повторяющиеся движения, монотонно выполнять указания педагога, “потому что, посмотри, как красиво ты будешь выполнять эти элементы через год». Через год – это вечность, ребенку надо сейчас. Поэтому, если вы хотите добиться желаемого результата, используйте игру. «Давайте прыгать как лягушки, а теперь тянуться как лебеди. О, да у нас тут зоопарк! А теперь я буду волком, а вы маленькими зайчиками. Убегайте от меня быстро-быстро!».

Да, надо запастись терпением, развивать свою фантазию, уметь быстро придумывать работающие методы, или сдерживать поток собственного недовольства тем, что ребенок не делает так, как нам бы хотелось сию же секунду. Помните, они не маленькие взрослые, они другие. Их мозг еще не зрел, ему только предстоит развиться, и вместе с этим развитием придут те качества, которые мы так ценим в зрелых, цивилизованных людях: уравновешенность, способность увидеть нужды других и быть объективным, чутким, терпеливым, мужественным и уметь прощать.

Автор статьи: @teplo.mam

Яндекс.Метрика