Современный, быстро меняющийся мир требует от родителей твёрдости характера и быстроты принятия решений.
Однако, это не всё. В сей развивающийся век, высокие требования предъявляются и к детям, как к основным участникам общественной жизни.
Родители шестимесячного малыша уже всерьёз начинают задумываться о будущем ребёнка и о том, в какие кружки его записать, чтобы чадо развивалось полноценно и (желательно) не отставало от своих сверстников.
Не так уж и снисходителен к нам и нашим детям этот современный мир, путая нас как родителей и сбивая с толку. Нет постоянства ни в чем. Мир меняется слишком быстро. Современные родители не зря сейчас испытывают колоссальный стресс, волнуясь за будущее своих детей, – ведь абсолютно непонятно к чему их, наших детей, готовить.
Что выставлять приоритетным в развитии и становлении личности ребёнка, а что можно упустить?
Что важнее: развитие интеллектуальных качеств или качеств характера?
Каждый родитель рано или поздно задаётся подобными вопросами.
Порядком уставшие от постоянных систем и стандартов родители, запутавшись, начинают требовать от своих детей положительных и высоких оценок, тренировать ум и пытливость, едва ребёнок начал говорить, до боли в скулах повторяют иностранные произношения, забывая при этом, что важнее и нужнее всего для ребёнка.
Знать языки, физически развивать своё тело, тренировать смекалку – все эти вещи безусловно имеют важный вес в становлении личности ребёнка.
Но как будет развиваться малыш, если в его жизни будет отсутствовать поддержка родителей, их понимание и ласка?
В большинстве, каждого из нас, как родителя, больше заботит вопрос интеллектуального развития ребёнка. Здесь не берётся как основное понятие развитие речи или памяти. В данном случае все очень конкретно – ребёнка надо учить читать, писать, считать и говорить по-английски.
Некоторые из нас, родителей, так настойчиво ставят цели, что не замечают ничего вокруг. Буквально выражаясь: идут напролом и в этом стремлении забывают о самом главном – о своём ребёнке.
Согласитесь, порой мы действительно забываем о наших детях, думая лишь об их светлом будущем и успехах в той деятельности, что выбрали для них сами.
Мы готовы возить своего ребёнка на другой конец города, к хорошему тренеру по фигурному катанию, забывая, что сами неплохо катаемся и могли бы с таким же успехом самостоятельно учить своего ребёнка стоять на коньках. Такие занятия гораздо благотворнее влияли бы на его развитие и, помимо всего прочего, доставляли бы обоим огромное удовольствие от времени, проведённого вместе.
С одной только поправкой: если родитель не ставит себе целью воспитание будущего спортсмена – чемпиона.
В остальном же, эта статья ни в коей мере не написана для осуждения принципов родителей или с призывом к срочному их пересмотру. Нет – эта статья написана лишь для того, чтобы многие из нас (а может, и мы все) обратили внимание на своих детей и задумались: что в действительности им нужно.
Чему в действительности, в первую очередь, мы должны их научить?
Выбор кружков, занятий по интересам, походы в детские сады и школы – все это и многое другое решает родитель.
Мне бы, как автору, хотелось здесь лишь осветить некоторые аспекты родительского участия в научении, воспитании и развитии наших детей, в которых мы не просто бы принимали участие, а со всей ответственностью и серьёзностью отнеслись бы к этим аспектам, сделав их главными и приоритетными для своей семьи:
- Помощь в формировании мировоззрения и целостной картины мира.
До сих пор идут споры о том, так ли необходимо учить мировоззрению детей?
В мире все относительно.
Конечно, мировоззрение в современном обществе не выходит за рамки теории. И бессмысленно пытаться научить этой теории своих детей. Как только они пойдут в школу, эта самая теория слетит с них как шелуха, и они окажутся беззащитны перед многообразным миром.
Поэтому так важно воспитывать мировоззрение в семье. Не при помощи догм и своих знаний, тем более навязывания чужих истин. Лучше всего открывать мир ребенку через притчи, семейные истории и, даже, через истории общечеловеческие. Каждый рассказ должен побуждать наших детей задаваться опросом: “А как бы поступил я…?”, “Что бы я сделал…?”.
Для того, чтобы ребенок, а в будущем и взрослый человек мог легко ориентироваться в мире, ему просто необходим базовый набор таких семейных историй, которые возможно получить только через общение со своими родителями.
К средней школе у ребенка обычно “плывут” все представления о целостности мира. Многообразие фильмов, мультиков, игр и прочего размазывают представления о мире. Поэтому уже в начальной школе следует обратить пристальное внимание на формирование “правильной” картины мира, даже если это окажется пока на уровне “хорошо – плохо”.
Защитите своего ребёнка от последующих колебаний и сомнений в правильности его принципов человечности и поступков. Научите его мыслить, осведомляйте, но не давите на волю ребенка. Все должно быть гармонично. Даже общение.
- Освоение простых навыков самообслуживания.
Работая в государственном центре помощи семье и детям, мне, по долгу службы, приходиться наблюдать разные семьи. И часто, я замечаю, как родители приводят 6 – 7 летних детей на занятия, самостоятельно раздевая и одевая их, в то время как дети вяло сидят на диване и только поочередно подают то одну, то другую ногу.
Конечно, иногда и я этим грешу, когда мы сильно спешим или опаздываем с дочкой. Понятно, что так быстрее и эффективнее, нежели стоять, потеть и считать струйки, текущие по твоей спине и ждать, пока твоё чадо наконец оденется.
Но лучше уж так.
Уже в трехлетнем возрасте ребенок начинает проявлять инициативу и желает многое из своих действий делать сам.
Дадим ему эту возможность и не станем сию же секунду бежать на выручку. Ему еще многое предстоит сделать, многому научиться.
Приучение детей к самостоятельности и бытовому обслуживанию – одна из важных основ в формировании самостоятельности.
Только так ребенок учиться рассчитывать на свои силы, и только так он может взять ответственность за свои действия.
Участвуя в быте наравне со всей семьей, получая обязанности по дому, ребенок научается жизни в своём мире и в мире взрослых.
- Умение радоваться простым вещам.
Сложный вопрос, не правда ли?
Как научить детей радоваться простым вещам, если даже некоторые взрослые не умеют этого делать.
Часто ли мы сами встречали людей, умеющих искренне радоваться жизни?
Вы правильно мыслите сейчас, думая, что прежде всего необходимо начать с себя.
Если родители будут жаловаться на всё и вся в присутствии детей, пессимистично отзываться о жизненных событиях, то и дети станут вести себя также.
Что бы избежать этого позвольте себе радоваться жизни и получать удовольствие от нее, какой бы сложной сейчас она вам не казалась.
Путешествуйте, выбирайтесь на природу.
В конце концов – балуйте себя.
Совсем не обязательно ждать Нового года или Дня Рождения, чтобы подарить ребенку праздник. Сделайте это просто так.
Ходите в гости и приглашайте к себе.
Устраивайте праздники без основных дат в календаре.
Дарите ребенку радостные моменты жизни. Покажите ему как прекрасен мир.
Разве для того, чтобы быть счастливым – много надо?
Используйте установку “позитивного мышления” в общении и взаимодействии с вашими детьми. Ежедневно настраивайте их на успех, на то, что все у них получится.
Настраивайте на хорошее. Программируйте.
Каким вырастет наш ребенок – в первую очередь, зависит от родителей.
Мы не исключаем того, что мир со своими условиями внесет какие-то коррективы в жизни наших детей.
Но то самое важное, самое сокровенное и дорогое, что мы вложим в них – останется непоколебимым.
Это те воспоминания, те эмоции и знания, что будут согревать наших детей в дни серости и испытаний и станут поддерживать их в минуты тоски и печали.
Каждому из них предстоит ещё сделать свой непростой выбор в жизни.
И те уроки, что они усвоят в семье, вполне возможно, позволят им сделать этот выбор без ошибок и сожалений.
То, как станут воспринимать мир наши дети зависит лишь от нас.
Только от нас.
Будем радоваться жизни.
И спрячем телевизор подальше.
На всякий случай.
Автор статьи: Ольга Мороз @olgamorozcom