Обратная связь имеет очень большое значение. Получать ее от ребенка так же важно, как и давать ее самому. Рассмотрим варианты того, как делать это правильно.
Обозначать свое присутствие
Иногда важно просто быть рядом с ребенком, можно без слов. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, смотрите на него в ответ с любовью, коснитесь или обнимите его. Эти простые и со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает.
Говорить ребенку о том, что видите
Всегда отмечайте результат, которого достиг ваш ребенок:
- «Какие красивые цветы ты нарисовал!»
- «Ты сам надел ботинок!»
- «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе ушко!».
Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.
Спрашивать
Задавайте ребенку вопросы о его занятии:
- «Тебе нравится твой рисунок?»
- «Что было самым сложным?»
- «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?».
Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете ему научиться самостоятельно оценивать свои результаты.
Хвалить
Выражайте похвалу через призму своих чувств.
Сравните две фразы: «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!».
Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано?
Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые особенно понравились лично вам.
Оценивать
Разделяйте оценку ребенка и оценку действия, которое он совершил
Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале. Говорите «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».
Отмечать старания
Хвалите усилие, которое приложил ребенок для решения какой-либо задачи, а не результат. Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе нелегко было отдать половину конфет своему другу».
Автор статьи: Анастасия Гончарова / @goncharok