Home > Консультации > Сенсорная интеграция

Добрый вечер! Я Аня 🙋🏼@logopeDeti, сегодня мы узнаем о сенсорной интеграции. Что это такое и почему важно?

Перелом ноги, аппендицит или, скажем, плохое зрение выявить не трудно. А что на счёт плохого поведения или проблем обучения? Причины этих проблем не очевидны. Такие нарушения являются следствием проблем функционирования мозга ребёнка. Эти проблемы встречаются часто и приводят к тому, что ребёнок плохо себя ведёт, не контролирует свои эмоции, не успевает в школе, несмотря на хорошее воспитание и благополучную семью.

Думаю, не многие из нас задумываются за чашечкой чая, как работает наш мозг, поэтому слова “сенсорная”, да ещё и “интеграция” что-то сложное и непонятное. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании. Именно она организует поток нашей информации, которую мы получаем с помощью органов чувств: вкуса, запаха, движения, прикосновений, звука. Именно сенсорная интеграция говорит ребёнку: “стой! Послушай, что говорит учитель, а не слушай как шумит на улице дождь! Учитель важнее!” То есть сенсорная интеграция – это упорядочивание сигналов в головном мозге.

У дошкольника мозг в основном работает как устройство обработки сенсорной информаци. Это значит, что он воспринимает все вокруг и делает выводы основываясь непосредственно на своих ощущениях. Дети не имеют ещё абстрактное мышление, они чувствуют. Поэтому первые 7 лет жизни называют сенсорным развитием. Можно сказать, что “интересно” – это “детское” определение сенсорной интеграции.

Так что же происходит, когда сенсорная интеграция нарушена?

Не бывает её полного отсутствия или идеальной формы. Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы жизни человека. Если нарушения выражены не сильно, то родители их могут и не увидеть, пока ребёнок не пойдёт в школу и не столкнётся с трудностями в усвоении навыка письма и чтения. Часто бывает, что если в семье много детей, то родители могут заметить, что с ребёнком что-то не в порядке, но сказать что именно не могут. Они сами себя спрашивают, откуда проблема, если все в порядке, почему он так плаксив, почему он такой упрямый. На эти вопросы можно ответить, зная о сенсорной интеграции.

Можно говорить о некоторых ранних симптомах нарушения сенсорной интеграции:

– некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции позднее свих сверстников начинают ползать, переворачиваться, сидеть, стоять. Возможно потом им будет трудно завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде;

– в дошкольном возрасте у детей бывают плохо развиты игровые навыки. Ребёнок просто не может интегрировать, соединить информацию от уха, глаза, руки, тела, и поэтому не в состоянии дать правильный ответ на то, что он слышит. Он пропускает детали, не понимает действия других детей. Ему не интересны игры, в которые играют другие дети. Он часто ломает предметы, не умеет играть с игрушкой, не понимает что с ней делать;

– распространённая проблема – задержка речевого развития. Уже в раннем возрасте это может быть сигналом и о том, что мозг функционируете не совсем правильно.

– некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова теряется где-то, проходя сквозь. Есть дети, которые знают что хотят сказать, но не справляется с артикуляций.

– не получая ясных сообщений от руки и глаза, ребёнок не может складывать мозаику, совмещать края двух листов бумаги. Им все кажется труднее, чем другим детям.

Вам может показаться, что ребёнку просто не интересно, но не интересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения!

– у некоторых детей неразвита тактильная организация, они сердятся или тревожатся, когда до них дотрагиваются, стараются вообще не подходить. Про гиперчувсвительность читайте в пред. постах.

– слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Даже иногда ребёнка раздражает свет и шум, внимательный человек заметит на лице ребёнка возмущение.

– трудности обучения в школе. В классе его постоянно отвлекают разные звуки, свет, большое количество людей. Его мозг перевозбужден и отвечает слишком активно. Гиперактивный Ребёнок бегает по всему классу не потому, что он хочет, а потому, что его мозг вышел из-под контроля. Когда детки маленькие, они занимаю собой все пространство. Из-за нервной возбудимости не может поддерживать порядок в комнате, собирать портфель. Вы можете заметить, что положил ручки – забыл тетрадь, положил тетрадь – забыл завтрак и тд. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы, он не может выполнить последовательные действия.

– ребенку трудно оставаться на месте, не любит носить носки, новую одежду, мыть голову, стричься.. Ребенок может быть чрезмерно чувствительным к прикосновениям, они причиняют ему дискомфорт, раздражают его. Избегают контактов, могут неожиданно ударить в ответ, так как им покажется, что кто-то причинил им боль. Мой совет: заранее расскажите ребёнку кто и как может к нему подойти, прикоснуться, разрешите самому выбирать комфортную одежду.

Нарушения сенсорной интеграции особое нарушение, у каждого ребёнка выражается по-разному. Даже у обычно развивающих детей проявятся иногда некоторые симптомы. Стоит беспокоиться? Да, если подобные симптомы проявляются часто и они почти всегда есть. Если вы считаете, что у вашего ребёнка нарушение сенсорной интеграции, отведите его к терапевту, который имеет теоретический и практический опыт в данной области.

Хотелось бы отметить, что многие, и я в том числе, испытали трудности и живём без идеальной сенсорной интеграции. А у вас есть возможность помочь своему ребёнку. А в следующий раз мы поговорим об этапах развития ребёнка, а пока жду вас у себя в гостях в @logopeDeti!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.