Home > Консультации > Разница между мальчиками и девочками или все, что нужно знать о гендерном воспитании

Разница между мальчиками и девочками или все, что нужно знать о гендерном воспитании

У меня давно зреет пост на тему отличий мальчиков и девочек. Но работа какая-то непосильная, скажу я вам. Так легко потеряться во всех этих разницах гормональных систем, отклика разных частей мозга на одни и те же импульсы, и скоростей реакций.

Так легко, используя фразу “Доказано, мозг мужчины отличается от мозга женщины”, преподать свои личные взгляды и стереотипы о воспитании мальчиков и девочек. О разнице между мальчиками и девочками. Но никак не передать читателю и капли полезной информации.

Потому что я сама против разницы в воспитании мальчиков и девочек.

Это никак не связано c уравниловкой полов. Я не говорю – сотрите между ними всю разницу, я говорю – воспитывайте их одинаково!

Я против разницы в воспитании, потому что для меня странно, что пол начинает играть какую-то роль в столь малом возрасте в 3-5 лет, когда и начинают разделять воспитание девочек и воспитание мальчиков.

Серьезно? Какая в таком возрасте половая роль? У детей может даже еще идентификации не быть, но они начинают подвергаться давлению окружающих. Вот именно это мне не нравится в первую очередь.

Но мозг же у них разный!

Каждый раз когда я сама читаю об этих отличиях мозга у меня возникает вопрос “Ну и что?”

Ну и что, что мужчины пользуются мозгом иначе?

Это может не мешать нам всем приходить к одним и тем же результатам при решении задачи. Даже если мужчины менее склонны видеть всю картину в целом, размышляя о специфичной проблеме, они все равно ее способны видеть, у них тоже половинки мозга соединены между собой и там происходит молниеносная передача и обмен информацией.

Ну и что, что у мужчин и женщин разные типичные половые реакции, у мужчин одни, у женщин другие,  и за них отвечают разные отделы гипоталамуса?

А чем поможет знать, что, старея, женщины страдают памятью, а мужчины становятся более раздражительны, так как у женщин и мужчин со временем мозг “протирается” в разных местах.  (количество нервной ткани уменьшается).

Ну и, конечно, тот важный факт, что у женщин толще мозолистое тело, передняя  и межталамическая комиссуры, а это говорит о том, что, возможно, словами выражать свои чувства легче именно женщинам. Чисто словесно высказывать мысль удается лучше. Ну и что? Дело практики и желания, как по мне.

Но вот и при чем тут гендерное воспитание?

Не каждый умник вообще поймет, что там именно за разница в мозгу, и не каждый сделает правильные выводы после прочтения исследований этой разницы. Часто это вообще окажутся домыслы. Мы с вами все их знаем.

Сына и дочку надо хвалить по-разному. (Серьезно, о похвале читайте лучше Элфи Коэна)

Надо читать мораль по-разному. (Да, мораль вообще лучше не читать никому)

Надо давать им разные игрушки, посудку только девочкам, а на деревья можно только мальчикам. (Хорошо бы дети сами выбирали, и их за это не стыдили)

Девочек надо приучать к чистоте, а мальчиков к спорту. (Пусть ребенок живет уже без давления)

Девочкам нужно проводить время с женщинами, а мальчикам с мужчинами. (Достаточно одного взрослого, с которым есть привязанность)

И много еще других разных стереотипов распространено в родительской среде.

Приглядитесь – это все о разнице в подходах к детям в зависимости от их пола:

Папа не уделяет сыну время, не берет на рыбалку. “Ай-яй-яй, мальчик вырастет слюнтяем” – комментируют окружающие.

А в два года нацепил мамины туфли – “это фу и позор, вырастет женственным не дай бог!”

“Девочка, а в грязной футболке, как можно? Не мальчик же, замуж не выйдет, неряха”. Будет страдать в одиночестве, неспособная понравиться и создать уют в семье!

Я во все это не верю. Поэтому гендерное воспитание для меня лишено смысла. Я вижу, в чем подвох, где люди сами себя дурят.

Все дело в корневом отличии между отношением психологии развития  к тому, как “получаются” взрослые из деток и всей другой психологией, особенно поведенческой.

Вот чего мы боимся, если присмотреться?

Что мальчик станет каким-то не таким, если ему говорить так-то, девочка станет какой-то не такой, если ее хвалить так-то, или если воспитывать такими способами, а не иными. Или если давать что-то за это, а не за то…

Вдруг вырастет не тем человеком, станет плохим, поменяется в худшую сторону, будет не с теми качествами, что мы бы пожелали…

Все это ведь о раскрытии потенциала ребенка. О том, какой личностью станет наш ребенок.

Каким станет наш ребенок? Мы очень переживаем на этот счет.

И готовы выслушать рецепты. Добавить ложку заботы, пол стакана комплиментов, пакетик дисциплины…

Это было бы слишком легко. Потому и попадаются многие в ловушку этой воспитательной логики.

Многие книги о воспитании написаны именно об этом и многие книги о воспитании – это зло. Потому что дети и их развитие, и становление устроены совсем не так, как кажется этим авторам, не так примитивно.

У мальчиков и девочек совершенно одни и те же возможности для того, чтобы стать личностью и раскрыться, как человеку. Нет никакой зависимости от пола.  Возможности личности может реализовать как мальчик, так и девочка, причем, никогда не угадаешь, кто из них как именно реализуется. Тут нет разделения на женский и мужской потенциал, на женские и мужские личности. Мы гораздо сложнее, чем два лагеря, в один из которых ребенка нужно загнать, воздействуя на определенные струны души.

(Да, мозг мужчин отличается от мозга женщин, но иные женщины отличаются строением мозга и мышлением друг от друга гораздо больше, чем женщина от мужчины)

Валентина Ячичурова, консультант и основатель @okparents

Читайте также: “Эмоции – ключ ко всему?”

Яндекс.Метрика