Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, что означает потребность ребенка «обыгрывать» каждую ситуацию, будь она бытовая, развлекательная или познавательная. Даже уже в самом крошечном возрасте, поставив несколько кубиков друга на друга, мы говорим малышу: «Смотри, какой ДОМ!». Хотя это не дом же. А три кубика друг на друге. И не башня тоже. Но придавая данной ситуации практичности, то, что для ребенка понятно и известно, мы вносим интерес. Ребенку хочется теперь в этот дом «поселить» собачку и он кладет сверху игрушку собачки, мимо «дома» едет машина и т.д. Моделируется жизненная ситуация, которая сама генерирует новые и новые идеи вокруг себя. Для малышей «игра» это не просто определенный процесс, это форма жизни. В игре они размышляют, узнают новое, учатся взаимодействовать с разными предметами, пробуют себя в новых ролях. Понимание детской природы и умение подстраиваться на волну детей дает взрослым больше возможностей в воспитании и обучении своих сокровищ.
Игру нельзя недооценивать, её лучше использовать для повышения качества отношений и продуктивности труда. Поэтому хочу перечислить основные пункты, почему так важна ребенку игра.
- Игра стимулирует познавательную активность. Показательным является даже наш пример с «домом». Стоит начать развивать эту тему и ребенок получает первые навыки конструирования, построения сюжета, выстраивания логической цепочки, расширения словарного запаса (как активного (то, что уже может говорить), так и пассивного – то, что будет сказано позже, но уже сохраняется на «карту памяти» ребенка). Чем больше мы открываем перед ребенком «вариантов» игры (не только с конкретными игрушками, а и с любыми подручными предметами), тем больше он переносит навык познания на любую жизненную ситуацию.
- Игра развивает психические процессы ребенка. Заинтересовав малыша картинкой, игрушкой, заданием, мы развиваем произвольное внимание крохи, учим удерживать и концентрировать свое драгоценное внимание на заданном объекте. Фантазируя над сюжетом, развивается воображение и образное мышление малыша. Составляя различные истории, тренируется память ребенка. Дошкольнику не нужно доказывать, что эти «кружочки» из бумаги – это мячики, которые мы будем раскладывать в корзинки по местам. А этот кусочек ткани – одеяло для куклы. Малыш с радостью принимает вымышленные правила игры, активно создавая в голове необходимую картину действительности (что и есть развитием того самого образного мышления). Поэтому очень важно подыгрывать детям, рассуждать на понятном языке, расширять их представление о мире с помощью доступных ситуаций.
- Игра повышает мотивацию. «Давай с тобой представим, что мы работаем в ресторане, и нужно накрыть стол на четыре персоны» говорит взрослый и рассказывает, у кого какая «роль» и какие обязанности кому принадлежат. Почувствовав налёт важности, ребенок с интересом принимается за дело. Это намного эффективнее, чем просто сказать, что нужно разложить салфетки возле каждой тарелки, согнув её вдвое. Точно так же и в учебе: «Часовщик пришел на работу, а там все часы вышли из строя! Что же будет! Нужно срочно поставить везде правильное время, чтобы никто не опоздал на работу!» говорит взрослый, если нужно выполнить задание по определению времени на часах. Такой подход работает вплоть до 7-8 лет. Игра придает детям понятности, ЗАЧЕМ им нужно делать то или иное дело. Или обезьян нужно накормить бананами, но на каждом банане и на каждой обезьяне написано какое-то слово. И кому какой банан подходит – непонятно! Нужно прочитать слово на бананчике и найти мартышку с таким же. Главное серьёзным выражением лица поддакивать, что да, очень важно не накормить не той едой животное! Почувствовав успех и важность в игре, ребенок старается применить свою компетентность во всех других сферах жизни. В этот момент важно не отбить охоту действовать чрезмерными замечаниями и ограничениями.
- Игра развивает эмоциональную сферу. В процессе игры ребенку проще перенять на себя те черты характера, которые в реальной жизни ему не присущи, но ими хочется обладать. Или же с помощью игры взрослый может корректировать поведение ребенка, наделяя его ролью с определенными качествами. Когда малыш действует не от своего имени, а от имени персонажа, ему проще говорить и делать то, что трудно сделать самому.
- Игра сплачивает. Вступая с ребенком в игру, увлеченную беседу или совместную игровую деятельность, взрослый учится лучше понимать малыша, а ребенок проникается большим доверием к взрослому. Процесс взаимовыгодный, так сказать.
- Игра учит! Это истина. В игре ребенку можно преподнести любую информацию. Игра разжигает интерес, а это, в свою очередь, способствует улучшению понимания и запоминания материала. Для оформления обучения в игру сейчас не нужно изобретать велосипед, достаточно не полениться прочитать у тех, кто уже это делает, и адаптировать предложенные варианты к своей ситуации.
Если коротко, игра – это важно. Это неотъемлемый период взросления ребенка, вдоволь восполнив который, будущий школьник плавно сменит свой основной вид деятельности с игры на учебу. Ведь та же самая игра помогает подготовить человечка к труду и ответственности.
Автор статьи: Елена Калита, дошкольный педагог @studysmile, Study-smile.com