Home > Заметки мамы > Творчество рядом с детьми

Этим летом я решила попробовать новую для себя деятельность – вязание на спицах. На тот момент я знала, что рукоделие может благотворно влиять на психологическое состояние женщины. Однако я и не предполагала насколько полезно мои творческие порывы скажутся на психологическом развитии сына, в частности на такой важной составляющей, как свободная игра.

Вот что говорит о свободной игре Питер Грей, профессор психологии в Бостонском колледже: “Свободная игра чрезвычайно важна для нормального эмоционального развития. В игре дети тренируют многие необходимые для нормального развития навыки: физические, двигательные, умственные и социальные. Кроме того, они упражняют эмоциональные навыки. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким, образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.”

Однако свободная игра – явление, которое проявляется в ребенке спонтанно.

– Когда ребенок напитан вниманием близких, когда удовлетворена его потребность в контакте и близости;
– когда жизнь ребенка не состоит из нескончаемой череды стрессовых ситуаций;
– когда стимуляции в виде мультфильмов и гаджетов не заполняют все время ребенка, лишь тогда можно говорить о пространстве созданном для свободной игры.

Еще одна фаза, которая предшествует свободной игре – это скука. И именно на данной стадии нам очень помогло мои занятия рукоделием.

В течение дня я стараюсь напитывать ребенка своим вниманием без его запроса, с энтузиазмом и отдачей. Мы можем построить вместе что-то из лего, поиграть в догонялки-жамкалки-сражения, приготовить что-то вкусненькое, почитать. Дальше я занимаюсь домашними делами и вязанием. В тот момент, когда мама занята творчеством, она не сидит за ноутбуком или планшетом, мама не болтает по телефону, мама рядом, и в любой момент откликается на вопросы-запросы ребенка, но при этом занята и своим занятием стимулирует деятельность ребенка.
Здесь проходит очень тонкая грань: включаться в ребенка, давать ему ощущение, что с ним хорошо, что он значим и любим, но при этом останавливаться, стимулировать детскую собственную, ролевую, свободную игру. Это не значит, что стоит все бросать и заставлять ребенка скучать постоянно. Нет! Повторюсь, очень важной составляющей пред-игры является эмоциональная наполненность ребенка. Ребенку необходимо чувствовать, что он значимая и огромная часть вашей жизни.

Лично мне непросто держать фазу скуки. Так и подмывает занять сына чем-то, придумать развлечение. Когда ребенок жалобными нотками в голосе говорит, что ему скучно, что он не может найти себе занятие, в этот момент во мне, как родителе, поднимается волна жалости, чувства вины или раздражения. Хочется завлечь или “отключить” ребенка внешними развлечениями в этот момент. Однако, когда есть понимание, что скука важна, что это то время, которое помогает сыну почувствовать себя, остановиться и через проживание скуки заглянуть чуть глубже, обнаружить там свои собственные выдумки, а не подсказки извне – появляется терпение к детской скуке. В свою очередь я могу сказать, что скучать – это нормально, что и мне бывает скучно, тем самым давая ребенку прочувствовать, что скука – это состояние, которое проживается и проходит. И в какой-то момент ребенок переключается в свои фантазии и выдумки.

Когда не стоит ожидать от ребенка свободной, фантазийной деятельности?

– В период стресса, смены обстановки (болезнь ребенка или близких, рождение брата/сестры, адаптация к детскому саду, переезд в новый дом, развод родителей. Моменты, когда ребенок находится в стрессе, в его организме повышается уровень гормона стресса (кортизол). Такая ситуация противоположна той, которая вызывает спонтанную детскую игру.

– В возрасте до двух-трех лет. После двух лет у деток появляется способность включится в игру сам с собой (ролевые игры), у кого-то такая способность наступит только к 5-ти годам. Если Вы видите, что ребенок рисует, лепит, собирает конструктор – замечательно. Я с сыном долгое время включалась в совместную кулинарию. Мы месили тесто, пекли выпечку, а вот сесть и взять в руки спицы и нитки я не могла до четырех лет сына. Клубочки тут же разматывались и переплетались.

Зачастую может просто не хватить терпения, времени, чтобы полноценно напитать ребенка, дать ему возможность поскучать и дождаться-таки спонтанной игры. И это тоже часть жизни.
Я же в свою очередь рекомендую пробовать, искать те виды творчества, которые смогут прижиться в вашем доме. Каждый ребенок индивидуален, и каждая семья уникальна по-своему. Кто-то может спокойно гончарить с детками, шить лоскутные одеялки, готовить торты на заказ. А кто-то может только к пяти годам ребенка позволить себе вязание. Лично я ни разу еще не пожалела о том, что взялась за вязание, которое помогает и мне, и сыну проживать серые осенне-зимние вечера!

 Автор статьи: Дарья Захарова @zaharovadary

Яндекс.Метрика