Если есть шанс остановить рьяных (или просто не информированных!) родителей от рискованного шага: повести своё родное дитя 6 лет от роду в стены нашей школьной системы, это нужно сделать. Не стоит лишать детства таких малышей! Даже если они уже научились читать и им очень хочется новый ранец одеть – это никак (!!!) не является мотивом к учёбе, к трудному учебному процессу!
Поверьте, вот уже 18 лет, работая психологом, я точно знаю, что в октябре, ноябре обязательно придут на консультацию родители шестилеток с тревогой по поводу трудностей в учёбе, общении, засыпании, нарушении аппетита у ребёнка, энуреза. Почему?!
Да просто потому, что в детстве время происходит совсем в другом режиме. Оно длиннее, ощущение времени. Поэтому – год – за два. Именно так ребёнок проживает минуты, как часы. Именно поэтому не надо откладывать ни вручение подарков, ни наказания у дошкольников и младшеклассников! И представьте теперь – урок 45 минут. Длиннющее обездвиживание подвижного детского организма – в наших терминах – кинестетический (телесный) шок. Это значит, что уже через 10-15 минут замирания на месте (вы же помните! «положите руки на парту, сидите смирно»…) ребёнок уже плохо понимает то, что ему объясняют. Так устроен растущий организм. Двигаясь – запоминаю и усваиваю лучше. Не потому ли во всех культурах наказание – это именно запрет на движение: постоять в углу, например?
Лет до 7-8 у нас нет развитой внутренней речи.
Это означает, что успокоить сам себя не может никакой ребёнок. Не может сказать себе: «через 5 минут – будет легче (обидчик уйдёт, мама защитит, успокоит, к сердцу прижмёт)».
Для этого и нужен малочисленный класс, а какая школа может этим похвастать?
Уверенность ребёнок получает только через личный опыт.
Сделал хорошо – заметили, похвалили, ещё лучше погладили по руке или голове. Это внимание – через плюс. И какой бы замечательной ни была учительница – не успеть ей, не дать столько внимания 30 деткам в классе! Дисциплинирование не равно воспитанию, именно дисциплина – убийца интереса к учёбе. Один разочарованный первоклассник рассказывал мне: «Я в школу хотел потому, что там молока с пенками не надо пить. А тут всё время ругают…». Громкие голоса в классе – всегда повышают тревожность.
Оценка – худшее, что может быть для ребёнка.
Оценивание – это сравнение с формальным образцом (аналог: средняя температура по больнице). А ребёнку важно, чтобы заметили его сегодняшнее достижение на четверть балла в плюс. А если никто не видит этого, то – трагедия сначала, обида потом (на равнодушных взрослых, которые НЕ видят!), ну и безразличие к учёбе уже через пару-тройку месяцев….Эмоциональное принятие – вот питание Души ребёнка: просто тёплый взгляд, прикосновение, когда хорошо, междометия нечёткие, но очень формирующие доверие к себе и к миру.
Обезличивание Персоны ребёнка в школе.
Согласитесь, что классы в школе формируются по случайному принципу. Повезёт – не повезёт конкретно вашему ребёнку, будет понятно позже. Но как только вы заметили, что ваше дитя приходит из школы в плохом настроении постоянно или рассказывает вам, какой ярлык на него повесили одноклассники или (не дай Бог!) учитель. Не затихайте, мчитесь к учителю и беседуйте, заинтересованно-прицельно, волнительно ищите общие решения. Если родитель не появится в школе в трудностях – ребёнок может подумать, что он сам – плохой, или что мир имеет право с ним обращаться так обидно и больно. Так рождаются неудачники и «кое-какеры» по жизни.
Защищайте ребёнка – он сам ещё не умеет это делать. Если потребуется – смело переводите в другую школу. «Через тернии – к звёздам» – это для людей постарше.
Вообще, ребёнок попадает в своеобразный бульон коллектива в классе, и важно, чтобы он там не растворился, а остался самим собой.
Главная страшилка для ученика начальной школы – это жуткий страх, что до школы – родители любили его просто так, потому что «Ты – наш, кровиночка». И в момент превращения в ученика – ребёнок неимоверно боится потерять эту безусловную любовь из-за кляксы в тетрадке, из-за минутного опоздания на урок(!). И этот страх – подавляет самооценку, радость жизни, да и успеваемость тоже.
Не стоит посыпать дустом школьной успеваемости нежные детские Души!
Типология по Эрику Эриксону, девиз возраста 3-6 лет баланс между «инициативой – виной», а вот с 6 до 12 лет «трудолюбие – неполноценность».
Только чуткий родитель может понять и решить эмоциональную готовность ребёнка к школе. Ну, а уточнение готовности функциональной – это уже прерогатива психологов. Обращайтесь, чтобы не было мучительно больно…Удачи!
С уважением, психолог – практик Людмила Ладыженко / @Psycholog_ludmila