Home > Консультации > Денежки и деточки

Иногда родители задают себе вопрос: «Почему детям невдомек, что все cтоит денег?». Дети пачкают и рвут вещи, ломают игрушки, выпрашивают дорогие подарки и бесчисленные конфетки.

И если мы – родители сами не заговорим с ними о деньгах, они так и не узнают что почем. Сделать воспитание детей духовным очень трудно в мире, где приходится постоянно пополнять запасы еды, игрушек, обуви, вещей. Подойти верно  к вопросу денег для многих звучит так, будто нужно навсегда отказаться от компьютеров и ходить в перешитой одежде с чужого плеча. Это не есть так.

Смешно, но наиболее эффективный путь помочь детям правильно отнестись к деньгам – это КАК МОЖНО Реальнее  говорить о них, если мы хотим привить разумное отношение к этой важной сфере жизни. Наш опыт с деньгами формирует  нас. То, как мы тратим деньги, как их добываем, как сберегаем – все это говорит о нас самих очень много. Именно так  появляются и Плюшкины, и Демидовы, и Хлестаковы.

Неудивительно, что детям трудно понять, как «работают» деньги. Сначала они вообще думают, что родители – просто волшебники – и всё.  Только опыт убеждает ребенка, что сэкономить деньги на престижное обучение или на новый компьютер – более достойно, чем купить новый «прикид». Только имея свои карманные деньги, постепенно, день за днем дети теряют вкус к жвачке, лотерейным билетам и начинают ценить ВЛАСТЬ И ОГАНИЧЕНИЯ, что дают людям деньги. Им важно начать понимать, что деньги МОГУТ купить счастье – но НЕ ВСЕ счастье, конечно!!!

Итак, рекомендации:

Карманные деньги – давать! Еженедельно, одноразово, минимальный размер равен количеству  лет отпрыска, умноженному на три  или оговорен сторонами дополнительно. Если карманные деньги «принципиально» не выдаются – ребенок вынужден будет самой ситуацией  добывать их угодничеством, вымогательством или шантажом (пятерки в четверти – с Вас компьютер, велик, и т. д.). Диапазон «добычи» дензнаков очень широк: «от»  поклянчить у  родителя якобы на покупку тетрадки,  «до» пошарить по карманам у тех же родителей или в школьном гардеробе, отнять у младших во дворе.  Выбирайте. Это будет обязательно! И не потому, что ребёнок плохо воспитан. Просто до 16 лет полный самоконтроль ещё не дозрел в мозге (это физиология). И деньги – это энергия, а значит магия своего рода, и значит – манкость – по – полной.

Вспоминайте, как  в  детстве вам хотелось стать обладателем (просто так, низачем) несметных сокровищ: значков из  киоска «Союзпечать», блокнотиков, машинок, вкуснопахнущих ластиков (до сих пор!:)).

А теперь подумайте, как вы себя чувствуете, когда надо попросить денег? На хорошее дело, у хорошего человека… Вот,  то –  то и оно, стоять с протянутой рукой, быть просителем – уж очень некомфортно даже нашему  закалённому, взрослому организму. А ребёнок может привыкнуть или подломиться, или махнуть рукой на денежный вопрос по жизни. А надо ли ему и нам  это?

Соответственно, дабы не заразить вирусом  попрошайки  своё дитя, садитесь рядком с семьёй и очень значимым, но оптимистичным голосом, торжественно обьявляете: «Сынок (доча), мы вот с мамой решили, что тебе пора тренироваться грамотному обращению с деньгами. Для этого будем выдавать тебе в неделю какую-то сумму. Скажи, сколько денег ты бы хотел для тренировки?»

И вот тут, самое главное – взять паузу! Это же тест для вас и вашего ребёнка. Цифра будет диагностичной. Если называются фантастически нереальные цифры, то вам – двойка. Ребёнок  просто вам не доверяет «своей правды». Есть  над чем призадуматься: не слишком ли я авторитарен или гиперопекатель ( «придушил» своей любовью)?

Если цифра заявки денег малюсенькая или звучит «как вы скажете», то опять двойка родителю  – низкая самооценка дитя налицо.

И только после этого экологично (мягко, но устойчиво) сообщить: «На данный момент мы думаем, что столько (цифра по формуле см. выше статью). Как тебе?»

Увидите, как поменяется лицо ребёночка вашего, как наполнится устойчивостью, не про деньги, а про то, что он достоин партнёрских договорённостей, что у него могут быть собственные интересы и это здорово – иметь свой интерес.

Многие родители возражают мне: «Так он их «просифонит» на ерунду всякую!» Ответ: конечно! И даже пару раз накупит  чипсов, карандашиков дурацких. Но на третий раз выданная сумма будет тщательно распланирована или скучкована на что-то правильное, даже в нашем взрослом понимании. В том и смак реального владения. Только теоретически этому не научиться никому, никогда.

«А вдруг он сигарет накупит!?!». Ответ: это уже совсем не про денежный вопрос. Это уже про ваши с ним человеческие отношения. Это сразу о многом: начиная от того момента кормление грудью было год или менее, до понимания  – есть ли у вашего ребёнка способы быть уверенным в себе не только  через имидж?…

Есть  над  чем подумать.

  1. Уважаемые родители, попробуйте ответить себе на следующие вопросы: Предлагаете ли Вы ребенку подарки взамен своего внимания и присутствия в его жизни? Задумайтесь, покупая очередную вещь: нужна ли она ребенку или ему нужнее Вы? Ваш звонок «как настроение», а не про дела. Попить чайку вместе, даже не очень-то и балагуря. Просто телесное присутствие: из последних сил просто на диванчике телик(книжку)  вместе посмотреть в обнимку, на коленках примостив  ребёночка свово… По последним исследованиям всего лишь 15 минут личного  эмоционально –  положительного контакта в день делают детей устойчивыми и радостными.
  2. Чему Вы уделяете больше значения и времени: дороже ли Вам время, в течение которого Вы  можете заработать больше денег, или Вы больше полагаетесь на свои способности экономной хозяйки? Например, полуфабрикаты (обед за 15 минут) или мастерски приготовленный за 3 часа обед. Если второе чаще – не страшно, просто позовите ребёнка на кухню поболтать о  хорошем, расскажите, как вы ждали его рождения, какой он милый был карапуз, как все, абсолютно все счастливы, когда вместе… Расскажите про своё детство, только не в гламурно- показательном варианте, а в разнузданно – весёлом.

Если мама и папа разговаривают ТОЛЬКО о деловых событиях в жизни ребёнка (что ел, уроки сделал, мусор вынес), то этому есть грустное название ХОЛОДНАЯ функциональная семья. И всем (особенно ребёнку) там зябко.

Эти ранние уроки дети не забудут, и в будущем будут копировать  ваш стиль отношений с деньгами. Каждому родителю хочется оптимистических прогнозов в этом важном вопросе. Наверное..

                        С уважением, психолог – практик Людмила Ладыженко / @Psycholog_ludmila

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.