Home > Статьи > Психология > Как правильно хвалить детей

Как правильно хвалить детей

За красивые глаза

Ребенку лет до 10 достаточно быть просто уверенным, что он хороший, по крайней мере, не хуже других. Он и уверен в этом, если его не убеждают в обратном.
Леви В.Л. «Нестандартный ребенок»

За что хвалить

Детям (да и нам, взрослым, чего уж там лукавить) очень важно одобрение окружающих. Когда ребенок еще совсем маленький, он угадывает одобрительное отношение мамы по интонации. Очень важно, чтобы голос матери звучал мягко и ласково при общении с малышом. Кроме того, похвала играет значительную роль в процессе обучения. Необходимо хвалить любые попытки ребенка научиться чему-то новому: произнести слово или сделать первый шаг – все это должно сопровождаться одобрительными высказываниями, а лучше – еще и быть подкреплено приятными тактильными ощущениями (объятие, поцелуй).
Очень важно то, как вы хвалите: «Ты талантливый и сообразительный!» – не годится, а «Ты хорошо нарисовал машину! У тебя получилось точь-в-точь будто она настоящая!» – гораздо лучше. Не нужно хвалить за то, что ребенок умный, смелый или сильный. В конце концов – это не его заслуга. Если он действительно обладает способностями и талантом, то ему и вам повезло – ваш малыш выиграл «генетическую лотерею». И теперь нужно эти способности и талант развить и использовать по назначению, а не просто гордиться их наличием.
Хотите проверить, правильно ли вы хвалите ребенка? Спросите себя, за что вы его хвалите. Если ответ: поступок, достижение, попытка – то все хорошо. Если же за то, что он красивый, хороший, способный, – то вы рискуете «испортить» и демотивировать свое чадо.

Похвала как наркотик

Часто взрослые хвалят детей, чтобы завоевать их любовь и расположение. Нужно понимать, что похвала – самый настоящий психологический наркотик и использовать этот «препарат» нужно очень дозировано. И тем более подло раздавать пустую похвалу, чтобы вас полюбили. К сожалению, этим «приемом» часто грешат бабушки, а еще… няни.
«Если ребенок вам периодически говорит, что няня его похвалила за то, что вы не считаете достойным похвалы, то это повод задуматься о том, как няня общается со своим подопечным, – инструктирует эксперт интернет-сервиса по подбору нянь и домашних помощников Pomogatel.ru Мария Иванникова – Если вы заметили, что за няней водится такой грешок, как «перехваливание» или незаслуженная похвала по любому поводу и внушение ребенку, что он самый лучший в чем бы то ни было, то лучше провести с ней беседу, объяснив ей ваши принципы воспитания».

Эзопов язык

Чем старше становится ребенок, тем более изощренно его следует хвалить. Скрытая похвала работает лучше прямой. Вариантов скрытой похвалы множество.
Приведем парочку примеров.
«Не пойму, окно как будто открыто. Стекло такое чистое, что его невозможно увидеть», – если ребенок вымыл окно, дайте понять, что у него это получилось так хорошо, как вы раньше даже не видели, и ему удалось вас удивить.
«Какую блузку надеть с этой юбкой: белую или желтую?», – спросите совета у ребенка, показав, что цените его вкус и мнение.
Есть еще один нюанс в использовании похвалы. Часто дети, особенно в подростковом возрасте, сомневаются в себе, начинают сравнивать себя с другими и чувствуют неуверенность. «Я не справлюсь, у меня не получится,» – часто думают они. Здесь как раз можно «наградить» ребенка незаслуженной похвалой и отметить в нем какие-то положительные качества, даже в случае отсутствия таковых. Если девочка не чувствует себя красивой, можно похвалить редкий цвет ее глаз или волос, тонкий стан и т.д. Мальчику, если он плохо успевает по учебе, но, например, увлекается рисованием, можно и нужно говорить, что рисунки его хороши, даже если это не всегда так. Поверив в свои силы, дети станут лучшего мнения о себе, и это им поможет добиться успеха и в тех поприщах, в которых они не очень сильны.

Наглядный пример из педагогической практики

Марина Малина, детский тренер по танцам:
«Между кнутом и пряником я выбираю сладкое. Мои ученики – это дети (90% девочки) в возрасте от 1,5 до 14 лет. Конечно, работая с самыми маленькими и прекрасными созданиями на земле, я очень часто использую похвалу во время тренировок. По своему опыту могу сказать, что малышей, если их не хвалить, не научить ничему. Ко мне часто приводят крох, которые боятся буквально всего, особенно – негативной реакции чужой тети, т.е. меня. Даже если у ребенка не получается правильно выполнить упражнение, я никогда не использую критику, это может отбить охоту к обучению навсегда. «Да, почти получилось, только смотри, вот так будет еще лучше!», – подбадриваю я, когда малыш не так ставит ножку или ручку. Это раскрепощает ребенка и помогает получать удовольствие от новых умений.
С детьми старше 5-8 лет – стратегия иная. В группах этого возраста я использую похвалу, когда действительно довольна работой. Могу сказать, что это было очень хорошо и что они могут лучше, если постараются. Как правило, после этого замечания, они действительно показывают лучший результат.
С самыми старшими группами – 8-14 лет – взаимоотношения я выстраиваю дружеские, но требовательные. Я могу с и пошутить с ними, и похвалить их, но в то же время не допускаю расхлябанности и несерьезного отношения к занятиям. Надо сказать, что как раз с подростками в этом смысле сложнее всего. Кому-то необходимо, чтоб его хвалили перед всем коллективом и тогда он старается больше, а другому достаточно одобрительного кивка головы или личного комментария после тренировки, чтоб разжечь в нем огонь вдохновения и упорства. Тут надо смотреть на уже сформированную личность и думать, как лучше подойти».

Автор статьи: Меланя Айдинян (@quinquatria_minores)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.