Home > Новости > Учеба в США: Личный опыт.
Свое образование клинического психолога я получала за границей, в университете Индианополиса. До этого мне посчастливилось поучиться и поработать на кафедре олигофренопедагогики, дефектологического факультета в Московском Педагогическом Государственном Университете. В результате мне хорошо знакомы образовательные системы и формальные и неофициальные правила двух школ: российской и американской. В своей статье я хочу поделиться опытом, который приобрела, учась дома и за границей, но сразу оговорюсь, что постараюсь ничего не сравнивать, плюсы-минусы не искать, а просто рассказать о забавных и познавательных вещах, основанных на разности менталитета и двух культур.


Из моего родного Университета в Москве кафедра меня отпускали с напутствием, что у нас лучшая система образования, авторские методики, которые мы держим в секрете, поэтому будь аккуратна, Татьяна, и знания свои не раскрывай, иначе по ним свою программу сделают, украв наше авторство. Говорила мне это зав кафедрой и честно в это верила. Я тоже. За границу приехала с лицом партизанки “на стреме”. Анекдот просто. 
Вот я удивилась, обнаружив, что мое российское образование никого здесь не волнует вообще. В начале каждого семестра на каждом предмете собираются разные студенты (там нет понятия группы, как в России с одними и теми же студентами с первого по пятый курс), каждый предмет посещают разные студенты, поэтому в начале семестра мы всегда знакомимся, рассказываем о себе. Так вот я очень быстро поняла, что все , что я рассказываю про учебу и свои студенческие достижения в России, людям вообще не интересно, они смотрят на тебя, пытаясь понять , что ты за человек, что ты за личность. Им не важно, твой папа миллионер или ты из бедного квартала, ты замужем или нет, на какой машине ездишь и чем ты увлекаешься. Национальность и религия – это вообще табу. Их никто никогда не трогает и не обсуждает. Все пронизано уважением и ты не можешь обидеть студента, своего сокурсника, высказавшись в адрес его национальной принадлежности неаккуратно. 
Вообще всем не важно, кто ты за дверьми аудитории, важно, кто ты здесь и сейчас, как общаешься с другими студентами, насколько активна, насколько свободно способна мыслить, говорить, вести себя, уважать сокурсников. В этом есть логика, веди себя достойно сейчас, уважай и будь уважаем, а сколько у тебя машин, какими секретными методиками владеешь и какой ты религии – никому не важно. За годы учебы я полностью приняла этот подход и считаю, что это честно – видеть в человеке человека, а не делать выводов и судить о том, кто он по его регалиям, национальной и религиозной принадлежности.

Еще мне очень нравился тот факт, что никто не знал, кто как учится и у кого какая успеваемость. Свои оценки ты узнаешь на сайте университета, заполнив свой персональный номер, и понятия не имеешь, как другие студенты написали этот же экзамен. То же самое касается рефератов, курсовых и прочих работ. Нередко бывало, что большинство студентов не справлялись со сложной работой, и преподаватель спрашивал разрешения у студента, который написал ее хорошо, зачитать ее вслух. При этом можно было отказаться и не читать, никто тебя не вправе был за это осудить.

Списывание и плагиат- это отдельная статья в Штатах. За плагиат выгоняют из университета без объяснений. Большего позора не придумать. Проверяют все работы, есть специальные программы, которые обязательно обнаружат, если ты вставил абзац без кавычек. Но плагиатить особо не приходилось, так как никому переписанный текст не интересен, предполагается что ты умный и так его знаешь, поэтому тебя, как правило, просят либо несколько теорий сравнить (а не изложить их по памяти), либо критическую статью написать, что поначалу для меня было шоком. В России ты не можешь написать критическую статью на работу великого ученого или постулат, которым во всем современном миром люди активно пользуются. В России мне было позволено только цитировать и старательно учить первоисточник, тогда как в Штатах – опровергнуть постулат и высказать свое мнение – это нормальная практика. И это очень сложно, так как прежде, чем ты это сделаешь, ты вынужден хорошо подумать, веско аргументировать и переступить барьер “он великий- уже признан всем миром- что я тут со своим мнением суечусь”. В общем, негде нам было особо плагиатить и copy/paste вставлять. Образовательная система в Штатах это исключает.

Примечательно, что в Московском Университете я была отличницей и особо при этом по учебе не напрягалась, а, приехав в Штаты, первые полгода еле-еле сдавала экзамены, пока не втянулась в их систему и не перестроилась с модели “заучи-перескажи” на активно думающего студента со своим независимым мнением. Мнение студента – это, кстати, святое, тебя за него всегда уважают, если умеешь правильно его преподнести и по фактам обосновать. 

Теперь про списывание и шпаргалки. За списывание выгоняли с экзамена и пересдача была невозможна. То есть еще раз приходи, плати за этот предмет и учи его еще раз полгода. Непозволительная трата времени, сил и денег. Списывать как -то сразу всем расхотелось. Но я списывала. Правда очень аккуратно. Делала шпаргалки, причем это больше была не потребность, а привычка после учебы в России. Этакий экзаменнационный драйв. Авантюристская жилка. Списать у другого студента было нереально. Мы все сидели далеко друг от друга, и студенты тебе списать никогда не дадут. Там вообще с взаимопомощью плохо. Все учатся сами по себе и для себя. Сегодня ты с ними – хорошо, завтра ты от них отстал – всем все равно.

В общем, списать невозможно, да и некогда этим заниматься – объемы такие , что за 2 часа отведенного времени, успеть бы изложить все , что знаешь в доступном виде  да уложиться на 15 листах специальной экзаменационной тетради. Я после таких экзаменов весь день телефон в руке держать не могла – рука болела от объема написанного.

Еще был до сих пор непонятный мне факт: университет так боялся за проблемы, жизнь и здоровье своих студентов, что каждый раз нас на студенческих собраниях просили: “Пожалуйста, если после 22.00 вечера вам необходимо покинуть стены студенческого городка, не делайте это самостоятельно, обратитесь к полиции университета , и вас отвезут на полицейской машине и всегда помогут”. Я ни разу к таким услугам не прибегала, но чувствовала, если что, моя судьба университету не безразлична. Ну, или они со мной никаких проблем не хотят! ))) Еще, так как я прилетела к ним с Кипра, меня называли “киприоткой” (и никого не волновало, что по факту я русская, это к вопросам о важности национальности, описанной мной выше) и приставили мне преподавателя – грека из Афин, который мне помогал по всем вопросам.

Отношения с преподавателями – это особая тема и взрыв мозга для российского студента. Называли мы все друг друга по именам, приставка ученой степени с фамилией “Доктор Бак”, например, появляется только с возрастом преподавателя. Людей старше 50 мы никогда по имени не звали. У всех преподавателей есть четкий устав, прописанный университетом о том, как себя вести со студентом. При его нарушении – немедленное увольнение. При этом преподаватель мог пригласить студентов к себе домой и организовать небольшую пати (деньги на это выделял деканат), приходил, кто хотел, но при этом никакого панибратсва между преподавателем и студентом никогда не возникало. Никаких любимчиков, никаких особых. Никаких подарков от студентов – это большой конфуз для преподавателя. Максимум – подписанная группой открытка. И это правильно, я считаю. 

В общем, уважение и четкие рамки – основа всему. Студенты и преподаватели очень свободно общаются друг с другом, но всегда держат дистанцию, не позволяющую панибратства и, как следствие, неравенства. Мне это всегда очень нравилось и именно поэтому мне по сей день очень комфортно в общении с любым европейцем. Мы знаем и понимаем негласные нормы и никогда не переступаем границы, допустимые в общении, поэтому никогда не бывает открытого хамства. А авторские методики…. Мне они не так ценны…
Поделилась своим опытом учебы за рубежом Татьяна Аксенова.
You may also like
Обзор бесплатных образовательных платформ от Анастасии Синьковской (@annfri)
Грандиозный праздник для всей семьи в АндерСоне на Соколе!
Новая детcкая балетная школа в “Рибамбель”!
Мария Елисеева: «Я сама научила своего ребенка понимать английскую речь, мой малыш уже говорит английскими предложениями»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.