Home > Статьи > Грудное вскармливание > Помогите, он кусается!
Одна из самых распространенных жалоб и причин отлучение от груди у мам подросших малышей – это неприемлемое поведение ребенка у груди. Детки могут начать кусаться, теребить сосок другой груди, требовать грудь в общественных местах. Иногда мамы принимают решение об отлучении, просто увидев такое поведение у другого малыша – им становится страшно от одной только мысли, что и их ребенок может у всех на глазах лезть под майку.

Почему так происходит? Почему даже на картинах средневековых мастеров сосущие грудь подросшие детки держатся ручкой за вторую грудь мамы?

И самое главное – что же делать маме в такой ситуации?

Давайте сначала поговорим об этом навязчивом стремлении обязательно держать или теребить в руках мамин сосок. Каких-то научных исследований, касающихся именно этого момента среди людей нет, но есть многолетние (и многовековые) наблюдения, что такое поведение присуще всем детям, особенно начиная с возраста, примерно, 9 месяцев. Более того, такое поведение присуще практически всем млекопитающим детенышам! Известно, что у волков во время сосания щенок должен массировать лапами молочную железу матери. А если лапам не во что упираться, возникает напряжение мышц и в мозгу формируются очаги высокой активности, которые остаются на всю жизнь и звери вырастают психически неуравновешенными. Конечно, психика человека устроена сложнее, но, тем не менее, я согласна с психологами и физиологами, которые считают, что нельзя игнорировать такое поведение у ребенка. Если все дети в определенный момент начинают так себя вести, значит в этом действительно есть какая-то веская причина – Природа ничего не создает просто так. И тот факт, что мы не можем понять или объяснить это, не означает, что это не важно.

Почему кормление подросших детей начинает напоминать акробатические номера? Почему они вдруг начинают кусать грудь, даже если в этот момент у них не растут зубки?

Причина такого поведения кроется в самом развитии ребенка – он начинает познавать свое тело и пробует его активно использовать. И, конечно, одно из любимых мест применения новых навыков – это мама, такая любимая, знакомая и всегда доступная. Детки чуть более старшего возраста начинают отслеживать причинно-следственные связи своих поступков и реакции окружающий – « я ее укусил и она закричала». На маме и с мамой они познают и отрабатывают новые навыки и умения и это не только естественно и нормально для растущего и развивающегося человека, но и жизненно важно.

Но! В процессе грудного вскармливания участвуют двое – и малыш и мама. И мнения и желания обоих участников важны. И вот здесь кроется корень всех проблем с неприемлемым для мамы поведением у груди. В большинстве случаев мама автоматически всю ответственность за процесс перекладывает на ребенка, отдавая ему безусловные бразды правления. Но ведь взрослый тут – мама, а не малыш. Именно мама принимает решения и несет за них ответственность. Именно она учит и воспитывает своего ребенка. А грудное вскармливание – это в том числе и воспитание. Ведь с самого первого прикладывания мама учит ребенка правильно брать грудь, не делать ей больно. Но почему-то чуть позже она легко сдает позицию, и ребенок начинает играть первую скрипку.

Почему ребенок громко требует грудь или лезет под майку? Потому что такое поведение ему изначально позволили. Большая проблема современности в том, что молодые мамы чаще всего просто лишены какой-либо информации о том, как видоизменяется процесс грудного вскармливания по мере взросления ребенка, как вести себя с подросшими грудничками. Это и понятно – последние несколько десятилетий подавляющее большинство детей или изначально были на искусственном вскармливании или переводились на него до достижения возраста 9-12 месяцев. Поэтому молодым мамам приходится во многих моментах быть первопроходцами и учиться на собственных ошибках. Сначала мама может с умилением наблюдать, как малыш трогает ее соски (ведь раньше он еще так не умел!) или начинает сам лезть под блузку (опять же – ведь раньше он тоже так не мог, а сейчас вон как ловко находит грудь!), а потом умиление проходит, и такое поведение начинает раздражать. Но малыш-то уже привык к этому! В его глазах его повеление совершенно нормально – ведь раньше мама не возмущалась и разрешала, вот он и делает то, что ему можно. И ему может быть сложно понять, почему теперь его ругают или тем более – лишают груди совсем.

Отлучая ребенка, мама фактически просто перекладывает свою проблему на его плечи. Я, взрослая женщина, не могу или не хочу справиться с этой сложностью, поэтому ты, малыш, справляйся сам как знаешь, а меня это пусть не касается вообще.

В то же время, для ребенка в возрасте от года до трех одним из важнейших аспектов становится его социальное развитие, усвоение норм и правил, принятых в среде, в которой он растет. И прекрасной почвой для такого развития является как раз взаимоотношение ребенка с мамой и ее грудью, в первую очередь в силу большой важности их для ребенка.

Выстраивая процесс грудного вскармливания так, чтобы он был удобен и приятен и ребенку и маме, мама учит малыша тому, как можно договариваться, искать компромисс. Учит так же и тому, что другим людям нельзя делать больно, причинять физический дискомфорт. Согласитесь, это все очень пригодится ребенку в течение всей его жизни.

Что же делать маме? Вот несколько советов, которые могут помочь мамам:

  • Прежде всего, выработайте для самой себя четкую политику, что можно делать ребенку, а что делать нельзя. Отсутствие четких и понятных правил лишит ребенка возможности выработать нужный стиль поведения. Правила могут отличаться для поведения дома и в общественных местах.
  • Запрещая одно поведение, покажите ребенку то, что ему разрешается делать. Например, нельзя щипать грудь мамы, но можно ее гладить. Малыши сами по себе не могут знать, что можно делать, а что нельзя. Просто запрещая что-то, мы не даем ребенку важной информации о том, что же можно делать в данной ситуации.
  • Перед кормлением напомните ребенку, какое поведение неприемлемо и что вы прекратите кормление, если малыш будет так себя вести. В случае проблемного поведения прервите кормление, заберите грудь и четко объясните ребенку причины происходящего. Обязательно напомните о том, как он МОЖЕТ себя вести. Тут важно понимать, что установив один раз какое-то правило, вам нужно будет неукоснительно придерживаться его в дальнейшем.
  • Начните прививать малышу «хорошие манеры» с самого начала, некоторые мамы начинают использовать «кодовое слово» для обозначения процесса кормления задолго до того, как ребенок начнет говорить. В дальнейшем это может помочь ему просить грудь в приемлемой для мамы форме.
  • Учитесь договариваться и приходить к компромиссам. Например, во время прогулки скажите, что покормите малыша, когда найдете пустую лавочку. Можно даже устроить из этого игру, попросив ребенка помочь вам в поисках.
  • Займите руки ребенка во время кормления – дайте ему маленькую игрушку или кормительные бусы. Или переключите его внимание на какую-либо деталь вашей одежды – например, на пуговицу, которую тоже можно крутить.
  • Попробуйте поиграть с ним в пальчиковые игры, попеть песни или почитать, целуя или просто поглаживая его ручки
  • Если вас напрягают акробатические этюды в общественных местах, то можно попробовать кормить грудью перед отъездом или сказать, что вы покормите его, когда опять приедете домой/останетесь наедине и т.п.
  • Для выработки приемлемого поведения понадобится время, будьте терпеливы к вашему малышу, поверьте, он не хочет причинить вам боль или неудобство из плохих побуждений, он просто растет и учится.
  • Дайте ребенку немного времени. Когда он испробует все возможные позиции и удовлетворит свое любопытство, его тяга к акробатическим номерам может уменьшиться.

Автор статьи: консультант по ГВ Татьяна Арбузова.

Яндекс.Метрика